От Frederick Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.02.2001 17:40:04 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

История голландского легкого крейсера ''Java''

Заложен 31 мая 1916 года на верфи ''Koninklijke Mij De Schelde'' во Флиссингене (Голландия). Спущен на воду 9 августа 1921 года. 1 мая 1925 года вступил в строй после бесчисленных задержек, вызванных волнениями докеров, нехваткой материалов и модификациями. В 1937 году модернизирован на военно-морской верфи в Den Helder (Голландия), в ходе которой была установлена зенитная батарея из 4 спаренных орудий 40-мм ''Bofors'', укорочены мачты и заменена система управления огнем. 3 января 1938 года введен в строй в новом обличье. Вскоре после этого послан в Гибралтарский пролив для охранения голландских судов. 4 мая 1938 года отправлен в Голландскую Ост-Индию через Суэцкий канал. В апреле 1940 года вместе с легким крейсером ''De Ruyter'', судном снабжения ''Zuiderkruis'' и двумя дивизионами подводных лодок выведены в Яванское море после появления слухов о концентрации японского флота у о-ва Тайвань. Рано утром 10 мая 1940 года Германия объявила войну Нидерландам, следовательно все немецкие суда, находящиеся в портах Голландской Ост-Индии должны были быть захвачены как можно скорее. Десантные отряды с ''Java'' успешно захватили в тот день пароходы немецкой компании ''Hapag'': ''Bitterfeld'' (7659 длинных тонн), ''Wuppertal'' (6737 тонн водоизмещения) и ''Rheinland'' (6622 тонн водоизмещения) в Паданге (о. Суматра). 18 января 1941 года вышел в свое первое конвойное плавание, сопровождая торговые суда ''Brastagi'' (9247 длинных тонн), ''Kota Nopan'' (7332 длинных тонн), ''Kota Baroe'' (7281 длинных тонн) и ''Kota Tjandi'' (7295 длинных тонн). Конвой был распущен 23 января 1941 года в точке 03.00S-161.25E к востоку от о-ва Новая Гвинея. В марте 1941 года проходил ремонт, который был немедленно прерван после получения сообщений о появлении немецкого тяжелого крейсера ''Admiral Scheer'' в Индийском океане. Произведенный поиск обоими легкими крейсерами (''Java'' и ''De Ruyter'') совместно с авиацией ничего не дал. 23 апреля 1941 года вышел из Сурабаи (о. Ява) вместе с 2 торговыми судами, которые должен был охранять до порта Сува (архипелаг Фиджи). В июле 1941 года встретил в проливе Торреса между Австралией и Новой Гвинеей пассажирский лайнер ''Jagersfontein'' (10083 длинные тонны) с американскими летчиками на борту (позднее этот контингент станет известен как ''Летающие Тигры'') и провел его до Явы. В ноябре 1941 года выполнял конвойные функции на линии Сува (Фиджи) – Сурабая (о. Ява). 8 декабря 1941 года Нидерланды объявили войну Японии после налета их на американскую базу Перл-Харбор. На этот момент ''Java'' находился на пути в Сингапур, где должен был поступить под командование английского адмирала Layton. До начала февраля 1942 года ''Java'' должен был входить в охранение большинства союзных конвоев, направляющихся в Сингапур. Также было предпринято разведывательная вылазка на Кокосовые (Килинг) о-ва для выяснения не захвачены ли они японцами. 12 декабря 1941 года вышел из Сингапура для встречи с конвоем ''SM-1'' (3 английских, 1 греческое и 2 американских судна). 13 декабря 1941 года конвой был образован, кроме ''Java'' в охранение входили австралийский вспомогательный крейсер ''Kanimbla'' и 4 эсминца: голландский ''Evertsen'' и английские ''Encounter'', ''Stronghold'' и ''Tenedos''. 15 декабря 1941 года конвой распущен. 31 декабря 1941 года ''Java'' вошел в охранение конвоя ''BM-9B'', но получив повреждение винта был исключен из ордера. 18 января 1942 года вместе с эсминцами ''Evertsen'' и ''Van Nes'' встретил конвой ''MS-2'', состоящий из лайнера ''Aquitania'' и австралийского тяжелого крейсера ''Canberra''. На борту находилось около 3500 военнослужащих, направлявшихся в Сингапур. Конвой прибыл в бухту Ratai на Суматре, где солдаты были переведены на 6 малых голландских пароходов и 1 малое английское судно. Получив обозначение ''MS-2A'' этот конвой отправился в Сингапур, куда прибыл 24 января 1942 года (вместе с ''Java''). 26 января 1942 года было получено известие об обнаружении японского флота к западу от Калимантана у прохода Апи. Адмирал Helfrich приказал голландским кораблям – легким крейсерам ''Java'' и ''Tromp'' с эсминцами ''Banckert'' и ''Piet Hein'' – настигнуть и уничтожить этот японский конвой. Чуть позже выяснилось, что это был не конвой, а 1 пароход с несколькими малыми судами. Голландцы отменили операцию. 31 января 1942 года ''Java'' присоединился к охранению конвоя ''DM-2'', который прибыл в Сингапур 5 февраля 1942 года. ''Java'' отделился от конвоя накануне, 4 февраля, должно быть из-за нехватки топлива. Возможно также, что 3 февраля 1942 года крейсеру приказали войти в состав Объединенных ударных сил. Днем 13 февраля 1942 года ''Java'' присоединился в Зондском проливе к восточной группе ударных сил, в которую входили голландские легкие крейсера ''De Ruyter'' и ''Tromp'' под командованием контр-адмирала Doorman. Эта группа шла на перехват японского конвоя, направлявшегося к речному порту Палембанг на о-ве Суматра. Doorman решил подождать подхода эсминцев и взял курс на Oosthaven (о. Суматра). По пути туда к ним присоединились английский тяжелый крейсер ''Exeter'' и австралийский легкий крейсер ''Hobart''. Эсминцы же прибыли на следующий день. Днем 14 февраля 1942 года флот в составе голландских легких крейсеров ''Java'', ''De Ruyter'', ''Tromp'', английского тяжелого крейсера ''Exeter'' и австралийского легкого крейсера ''Hobart'', голландских эсминцев ''Van Ghent'', ''Kortenaer'', ''Piet Hein'' и ''Banckert'', американских эсминцев ''Barker'', ''Stewart'', ''Bulmer'', ''John D. Edwards'', ''Pillsbury'' и ''Parrott'' (всего 5 крейсеров и 10 эсминцев) вышли в море. Утром 15 февраля 1942 года в 04.30 утра голландский эсминец ''Van Ghent'' наскочил на риф Бамиджо в проливе Stolze (?). Контр-адмирал Doorman сам назначил такой опасный строй, когда 4 голландских эсминца должны были идти рядом друг с другом. Голландский эсминец ''Banckert'' и американские эсминцы благополучно миновали рифы. Из пролива Stolze вышли в 08.00 утра, через 45 минут повернули на запад. В 09.20 утра союзников обнаружил гидросамолет с японского тяжелого крейсера ''Chokai'' и через несколько часов началась японская воздушная атака. Их было 7 – палубные бомбардировщики-торпедоносцы ''Накадзима B5N-97'' с японского авианосца ''Ryujo'', правда, на тот момент у них не было торпед, но зато были бомбы. Японцы не смогли добиться ни одного попадания. Позднее последовали еще налеты авиации, но эскадра союзников не пострадала, хотя эсминцы ''Barker'' и ''Bulmer'' были довольно сильно повреждены. 16 февраля 1942 года ударная эскадра прибыла в Таджонг-Приок (Батавия) в 08.30 утра без голландского легкого крейсера ''Java'' и эсминцев, которые имели небольшие запасы топлива и заправлялись в бухте Ratai с голландского танкера ''Tan-1''. 17 февраля 1942 года прибыл в порт Tjilatjap. Вечером 18 февраля 1942 года вышел из Tjilatjap для атаки японских сухопутных войск, высадившихся в тот же день на о-ве Бали. Вместе с ним вышли эсминцы ''Kortenaer'', ''Piet Hein'', ''Ford'' и ''Pope''. Первые корабли вышли благополучно, но эсминцу ''Kortenaer'' не повезло – он сел на мель и остался ждать прилива. В тот же день из Сурабаи вышла вторая группа эскадры. 19 февраля 1942 года участвовал в ночном бою у берегов Бали в проливе Бандунг, в ходе которого получил 1 попадание снарядом 120-мм; 2 члена экипажа были ранены, ущерб был причинен незначительный. 20 февраля 1942 года прибыл в Сурабаю (о. Ява). Вечером 25 февраля 1942 года ударная эскадра союзников (голландские легкие крейсера ''Java'' и ''De Ruyter'', американский тяжелый крейсер ''Houston'' и 7 эсминцев) вышли в море для уничтожения японских кораблей у берегов о-ва Мадура (к северу от Сурабаи). Японские корабли не были обнаружены и все соединение вернулось в Сурабаю 26 февраля 1942 года. После полудня 26 февраля эскадра вновь вышла в море, но в 09.00 27 февраля подверглась нападению японской авиации, которая не причинила союзникам никакого вреда. Экипажи очень устали и корабли вернулись в Сурабаю. Вечером 27 февраля 1942 года корабли снова вышли в море под командованием контр-адмирала Doorman для уничтожения японского конвоя, идущего к о-ву Ява. Однако союзники столкнулись с охранением конвоя, в которое входили японские 2 японских тяжелых крейсера ''Nachi'' и ''Haguro'' и 14 эсминцев. В последовавшем бою, в 23.32 ''Java'' получила попадание торпеды с японского тяжелого крейсера ''Nachi'', в результате чего взорвался погреб боезапаса, загорелась палуба, где находились 40-мм зенитные орудия и оторвалась корма, вызвав затопление машинного отделения. Все электрическое оборудование было выведено из строя, а без него невозможно было спустить шлюпки. Голландцы покидали пылающий корабль на плотах и бамбуковых палках. Через 15 минут, 27 февраля 1942 года, голландский легкий крейсер ''Java'' затонул в точке 06.00S-112.05E в Яванском море (судьба!), унеся с собою 512 членов экипажа.
С уважением