От FVL1~01 Ответить на сообщение
К FVL1~01 Ответить по почте
Дата 19.02.2001 00:48:46 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Глюк, авторский текст здесь....

И снова здравствуйте
>И снова здравствуйте
>Мои выводы-
>1.Таким бы хлебальничком да и медку бы навернуть.
>2. Зря ругают или хвалят Гроховского и круче его были.
>3. Бред доведенный до совершенства в чем то прекрасен.
>а теперь авторский текст:
:
Экзотические проекты братьев Телегиных, или какой могла быть
Красная Армия в начале сороковых годов
Date:
Wed, 23 Feb 2000 13:21:22 +0300
From:
"sss"

Здравствуйте, Олег!
Случайно сижу в интернете без дела и жду связи, а посему решил написать
Вам. Для написания обещанной статьи по танкам и самолетам нужно сидеть дома,
обложившись источниками, а сейчас у меня просто есть часок пустого
времяпрепровождения в ожидании коннекта. Поэтому посылаю этот материал.
Думаю, он мог бы заинтересовать многих, но уж больно ненадежен источник, так
что прежде, чем ставить все это на сайт, советую дважды подумать. Проблема в
том, что читал я все это года три-четыре назад и сдуру не записал и не
запомнил книгу, где все это вычитал. Это был какой-то сборник, посвященный
авиации. Статья называлась что-то вроде "Не видевшие неба". Там писалось о
разных проектах самолетов и иногда попутно о другой технике, которая не была
пущена в серию, а иногда (пожалуй, даже нередко) не была постороена даже в
опытном экземпляре. К примеру, там были проекты "Сигма" Москалева
(субзвуковой - 1000 км/ч - высотный истребитель, схеме "летающее
крыло"-бесхвостка с большим углом стреловидности по передней кромке, 1935
год) или сверхзвуковой (2410 км/ч) истребитель Бартини. Об этих самолетах я
читал еще в некоторых книгах, потому и запомнил их наряду с самолетами и
танками братьев Телегиных которые на меня тогда единственно произвели
впечатление.
Всего этих братьев было шестероно только двое стали заниматься
техникой - старший (уж не знаю даже - самый старший из всех шестерых или
только из двоих "техников") стал авиаконструктором, а младший занался
танками. Старший работал сперва с Туполевым, сначала над ТБ-1, затем над
ТБ-3, причем жестоко с ним ссорился из-за вопросов аэродинамики - он
требовал использовать на самолетах гладкую обшивку, а не гофр, делать
обтекаемые (круглые, а не коробчатые) корпуса без дыр (как известно, на ТБ
пулеметные точки были просто всегда открытыми люками), прикрывать шасси
обтекателями. Также он требовал повышения высотности самолетов этого класса
хотя бы до 8-9 км (кстати, если бы это требование было выполнено - а ТБ-3
имел потолок что-то вроде 7-8 км и оптимальные летные данные на 3800 м - они
доставили бы в войну немцам немало неприятностей несмотря на все прочие свои
недостатки). На ТБ-1 он еще терпел все это, как-никак первый, но когда
"тройка" оказалась всего лишь увеличенной копией ТБ-1, разругался с
Туполевым окончательно и ушел к Поликарпову. Конечно, глупо обвинять
Туполева в том, что он не захотел или не решился обогнать свое время на
десятилетие. У Поликарпова Телегин-старший тоже недолго задержался -
ссорился и с ним по тому же поводу, что и с Туполевым, здесь, главным
образом, требовал перехода на монопланную схему и применение моторов
жидкостного охлаждения из-за меньшего лобового сопротивления. Работал он
сначала над И-15, затем стал идеологом и главным (по крайней мере де-факто)
по моноплану И-16. Но когда по требованию военных Поликарпов согласился
сделать на "ишаке" кабину открытой, разругался и с ним и ушел в ЦАГИ. Был
он, видимо, человеком просто сверхнеуживчивым....
Году где-то в 35-36 он организовал собственное КБ, не исключено, что
полулегально, а то и вовсе нелегально. Как бы то ни было, к середине 37
года, когда почти все КБ перебили (кстати, сразу после Тухачевского,
буквально в течении недели), эта компашка разработала проекты десятка
самолетов всех типов:

1) Проект, который стал поводом (вряд ли причиной) для расправы -
сверхтяжелый бомбардировщик ВСБ (высотный стратегический бомбардировщик).
Это должно было быть 6-моторное чудовище взлетным весом что-то в районе
420-440 тонн! Моторы для него (дизели по 5000 л. с.) специально проектировал
один из приятелей Телегина в ЦИАМе, уж не знаю, насколько хороши они были. С
этими моторами самолет должен был иметь радиус действия 15 000! км (полная
дальность полета, соответственно, 31 000 км) при бомбовой нагрузке 10 тонн.
На всей Земле нет места, до которого они бы не достали с территории СССР! А
по Берлину с подмосковного аэродрома (это уже я сам считал) они разгрузили
бы по 225 тонн бомб каждый! Для этой милой "птички" были спроектированны
даже специальные сверхбомбы - весом 5, 10, 20, 50 и 100! тонн. Кстати, в
100-тоннке было 85 тонн взрывчатки - чем не Хиросима в миниатюре, разве что
радиации нет! Но даже если бы они просто, особо не целясь, накрыли цель
серией бомбочек хотя бы по полтонны...Жуть! Полная весовая отдача (бомбы,
горючее, боекомплект, продукты питания, смазка и т. д.)- 295 тонн, что
составляет 67% - две трети.
Конечно, это впечатляет, но если учесть, что во время II Мировой этот
самолет был бы неуязвим, это впечатляет вдвойне. Кратко остальные
характеристики: скорость 580 км/ч максимальная, 450 маршевая, высота
(рабочая) 14 км, потолок 15,5-16 км, вооружен 12 огневыми точками, все
спарки, причем 8 - крупнокалиберных пулеметов, а остальные 4 - 20-мм пушек.
Корпус из стали броневой марки, мотогондолы рассчитаны на обстрел из пушек
калибра 37 мм (бралась баллистика неудачной (по автоматике) пушки
Шпитального), баки протектированные, кабина, как на корабле, поделена на
массу небольших отсеков.
Представляете, как могла бы пойти война, если бы к началу войны мы имели
хотя бы 20-30 таких самолетов вместо армады никуда не годных ТБ-3! Да вся
Германия за неделю превратилась бы в голую перепаханную пустыню!

2) Истребитель. Главный труженник войны в воздухе должен был иметь мотор
2000 л.с. (тот же товарищ делал), вес что-то в районе 4 тонн, и скорость
соответственно 670 км/ч в серии. Это означает, что опытный образец (то есть
без недостатков, свойственных серийным машинам, снижающих скорость
километров на 20-40) должен был развивать не менее 700 км/ч! Стоит учесть
время создания проекта - как всегда, Телегин опередил свое время лет на 10!
Рабочая высота - 4 км (у лучших истребителей войны - Ме-109 и ЯК-3 - 3 км),
потолок - 12-12,5 км.
Вооружение - 3*35 мм (пушки - тоже спецзаказ, опытные образцы уже были
отстреляны, но потом забыты, а зря - можно было их пускать в серию вместо
НС-37, причем намного раньше, по баллистике и прочим характеристикам они
почти неразличимы), одна - в моторе (как у ЯКа), 2 в носке крыла у его корня
(с синхронизатором)- огонь концентрированный, вражеский самолет, который
попался бы на прицел такому истребителю, просто разнесло бы в клочья одним
залпом! Интересная особенность - дистанционно управляемый пулемет (правда,
ШКАС) под килем - для обороны задней полусферы. В воздушном бою вещь вряд ли
полезная, но если подбитым еле тянешь домой, может пригодится.
Фюзеляж из броневой стали, рассчитан на пулеметный (винтовочного
калибра) обстрел, а бронеспинка, закрывающая все это сзади (то есть и
летчика, и бензобак, и мотор), рассчитывалась на обстрел из 20-мм пушки
(бралась баллистика ШВАКа, а "Эрликон", которым потом вооружались "мессеры",
кстати, слабее). Истребитель был _очень_ тяжелый, но Телегин собирался
компенсировать это большим крылом, чтобы придать машине хорошую (хотя,
скорее, все же удовлетворительную) маневреность. Примерно таким же был и
весьма удачный "Спитфаер", так что не исключено, что машина получилась бы
хорошей. Вот бы такие трепали "мессеров"! вместо "ишаков" и "чаек"...

3) Истребитель ПВО, то есть высотный истребитель-перехватчик (проект ВИП -
хорошенькое название :-) ), один из наименее проработанных к моменту
разгона КБ в силу его неактуальности. Почти тот же истребитель, но с
ослабленной броней, усиленным до 4 пушек вооружением и турбокомпрессором,
повышающим потолок до 16 км и оптимальными летными данными на высоте 9,5 км
(стоит вспомнить, что именно там и летали стратегические бомбардировщики).

4) Оригинальный проект НИЗ (носимый истребитель-защитник). Специально для
ВСБ. Легкая (чуть больше 2 тонн) машина со складывающимся крылом,
базирующаяся на ВСБ (превращали его в этакий авианосец), с 3 20-мм пушками,
рассчитаная на высоту ВСБ, чтобы отгонять от него истребители противника во
время полета и над целью. Как самостоятельный тип боевых машин вряд ли мог
использоваться. Проект был мало проработан в силу неактуальности. Какой
мотор - не помню, но вряд ли "стандартный" для его КБ, скорее, какой-то
серийный.

5) Штурмовик БПШ (бронированный пушечный). Двухмоторное чудовище по тот же
мотор, что и истребители, весом этак тонн 12-15. Скорость максимальная 600
км/ч, потолок 5,5-6 км. Именно чудовище - для зениток и истребителей цель
практически несбиваемая, столько на нем было брони. Забронированн был весь
фюзеляж и крылья до моторов. Броня фюзеляжа и оружейных отсеокв крыльев
такая, что в воздухе выдерживала расстрел в упор из 20-мм пушек, а
мотогондолы - из 37-мм, а с земли зенитные автоматы (рассчет на 40-мм
"бофорсы") могли его подбить на высоте не более 300 м. На пули и осколки он
вообще чихать хотел. Работать, как всякий нормальный штурмовик, должен был с
бреющего полета на малой скорости. Чудовищная броня, видимо, компенсировала
недостаток маневренности, хотя предполагалось, что БПШ сможет делать и
мертвые петли.
Вооружение тоже внушает почтение: 4*45мм пушек под стандартный патрон и
8 пулеметов ШКАС, для самообороны 2 дистанционно управляемые (правда, одним
стрелком) спарки 12,7 мм. Не подходи! Бомб должен был брать 700 кг (для
сравнения: СБ - 500 кг, ПЕ-2 - 600), потом бы, думаю, и РС бы его не обошли.
Более чем приличная машина, особенно если бы ее удалось реализовать. Кстати,
похожую машину, почти копию, в 44 году сделал Сухой (Су-6), но война уже
кончалась, и пускать в серию на смену ИЛам новый сложный самолет не было
резона. Кстати, ударное вооружение (пушки и ШКАСы) были "подвижными" - их
можно было поворачивать на 2 фиксированных угла, по моему, 10 и 25 градусов
вниз. Очень интересная идея - позволяла вести штурмовку и прицельный огонь
по точечным целям с горизонтального полета. Эту идею пытались реализовать и
другие конструкторы перед войной, но не успели...

6) Фронтовой бомбардировщик. 2 стандартных мотора. Скорость - 620-630 км/ч в
серии, 2 тонны бомб нормально, с перегрузкой - 5 тонн, дальность с
нормальной нагрузкой 2,5 тыс. км (очень похоже на Ту-2), моторы те же.
Оптимальные летные данные на высоте 4 км, пикировщик. Вооружение: 2 20-мм
пушки как ударное вооружение и 4 спарки крупнокалиберных пулеметов
оборонительное. Низ и бока слабобронированы (от пуль и мелких осколков не
под прямым углом борт и под прямым - дно), задняя броня рассчитана на
обстрел из 20-мм пушки со средних и дальних дистанций, мотогондолы
выдерживают то же, но в упор. Очень и очень приличная по своим
характеристикам машина, вдобавок хорошо сбалансированная, чем остальные
проекты не блещут.

7) Средний, по сути - дальний бомбардировщик. Те же моторы (2 штуки), но
скорость ниже - около 600 км/ч, дальность полета 6000 км с 1,5 тоннами бомб,
почти нет брони, зато потолок 12,5 км. Может пикировать и, насколько я
понимаю, предназначался для уничтожения малоразмерных целей в глубоком тылу
противника. Вооружен так же, как и фронтовой бомбер. В перегрузке берет до
10 тонн бомб (иногда полезно на фронте на что-то напустить такие машины,
скажем, на особо прочные форты. А истребители и подавить другими методами.)

8) Дальний истребитель сопровождения (ДИС). Одна из наиболее интересных
машин. Естественно, 2 стандартных мотора, скорость 650 км/ч, дальность (с
подвесными баками) 6000, без подвесных баков - 4500 км, потолок 12,5 км,
оптимальная высота 8 км. Вооружение: 4*35мм пушек, для самообороны 2
дистанционно управляемые спарки крупнокалиберных пулеметов. Предназначался,
помимо своей основной функции - сопровождения бомбардировщиков, для
барражирования над войсками и дальней разведки, мог быть превращен при
необходимости в ближний бомбардировщик или даже штурмовик (похожим был
ЯК-9). Очень похоже, что он и фронтовой бомбардировщик был почти одной и той
же машиной. В войну нашим войскам подобного самолета очень не хватало.

9) Ночной бомбардировщик. Самый оригинальный проект. 2 мотора - стандартный
и... М-100 (как на У-2, мощность - 100 л.с.). Причем один с толкающим, а
другой с тянущим винтом (какой с каким - не помню, но логика подсказывает,
что толкающим был М-100). Схема двухбалочная (как на FW-189 - "Раме").
Крыло - изюминка проекта (боюсь только, что идею у кого-то другого свиснули,
похожий по принципу самолет был построен) - складное: неподвижное верхнее и
подвижное нижнее, которое может уйти в паз верхнего крыла так, что самолет
из биплана превращается в моноплан! Скорость максимальная - в виде моноплана
на обоих моторах - около 500 км/ч, скорость рабочая - в виде биплана на
М-100 - около 60 км/ч, зато почти без звука. Вооружен слабо - полтонны бомб
и 4 крупнокалиберных пулемета - оборонительная спарка и 2 ударных. Потолок -
7 км. Днем лучше не применять - не пикирует, почти беззащитен, тихоходен. В
общем, сильно улучшенный У-2, только специального проекта. Сразу оговорюсь,
чтобы не было путаницы - все самолеты чисто металлические - чувствуется
туполевская школа.

Как нетрудно заметить, все проекты очень амбициозные, опережающие свое
время...

М-да, не заметил, как мое время истекло... Печально, но меня уже
выгоняют. Придется о танках Телегина-младшего писать в следующий раз, если,
конечно, это имеет смысл. Еще раз подчеркиваю, все это пишу в основном по
памяти, так что мог немало напутать и наврать и необдеманно на сайт помещать
опасно, но если вдруг попал - буду очень рад. Если Вы встречали информацию
по этим самолетам - очень прошу, сообщите мне, где Вы это видели.



>С уважением ФВЛ
С уважением ФВЛ