От СанитарЖеня Ответить на сообщение
К Evg Ответить по почте
Дата 05.11.2003 13:05:20 Найти в дереве
Рубрики WWI; WWII; Современность; Армия; Версия для печати

Re: Вот такой...

>Ж/д колея в России иная нежели в Европе.
>Вроде бы это сделали по прямому распоряжению Царя, дабы исключить неожиданное продвижение предполагаемых армий вторжения.
>Но с другой стороны имелись "некоторые неудобства" в мирное время при ж/д перевозках.

Прежде всего никакого "европейского стандарта" тогда не было. Практически у каждой дороги были свои параметры, в том числе ширина колеи. Были дороги и существенно шире российского стандарта. В таблице http://www.parovoz.com/spravka/gauges.html приведено около 140 вариантов ширины, от 305 мм до 3000мм. Часть из них используется до сих пор. Основным мотивом для России была устойчивость, именно этим была обоснована колея 1829мм на первой русской ж/д, до Павловска (Царя везем! Не дай Бог опрокинуть!), использовавшаяся также на ж/д Нью-Йорк-Орегон, но и она не была рекордной - 6ыло шесть еще бОльших дорог, не считая проекта известного новатора и филантропа А.Гитлера. Экономически была оправдана меньшая ширина, снижавшая вес пустого вагона (тары), и при массовой постройке выбрали компромисс. Железные дороги России строились из русского материала и на русских заводах, поэтому почти монопольное положение английской промышленности, позволившее "стефенсоновской" колее 1435мм почти вытеснить в Европе все прочие, к переходу на этот стандарт в России не привело. Впрочем, и в Англии, и в ее владениях также не было полного перехода, была, скажем, "Индийская" колея 1676мм или "Ирландская" 1600мм. Военные соображения могли выдвигаться, но только для популяризации принятого стандарта.