От SDA Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.03.2024 13:43:12 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1941; Версия для печати

Вопрос по нарушениям границы немецкими самолетами.

Для начала выписка из сообщения УПВ НКВД ССР в НКИД (на имя заместителя наркома Вышинского) от 21 июня 1941 г., исходящий номер 18/2732

"В 17 часов 34 минуты, в районе пограничных знаков 1/113 – 1/114 (в 5,5 километрах северо-западнее г. Августов, БССР), на высоте 1000 метров, нарушили границу 13 двухмоторных бомбардировщиков. Углубившись над территорией до 3 километров, самолеты в 17 часов 38 минут в районе пограничных знаков 1/113 – 1/114 возвратились в Германию…"
(Ист. РГВА, Ф.38652, Оп.1, Д.8, Л.356)

Прим: этот пролет группы немецких бомберов был зафиксирован на участке 2-й комендатуры 86-го погранотряда (1 форм.).

По данным оперативных сводок и спец. сообщений УПВ НКВД СССР, с начала 41 г. вплоть до начала ВОВ фиксируются в основном два типа нарушений границы немецкими самолетами: первый - когда один или мах 2-3 самолета нарушителя, на высоте от Н=1000 и более, значительно углублялись на территорию СССР или продолжительное время летели вдоль линии государственной границы, находясь в воздушном пространстве СССР до 1,5 часов; второй - когда одиночные самолеты, так и достаточно крупные группы (более 10 машин), нарушали границу (высоты как правило от 250 до 500 м) на глубину до 10-12 км. и сразу же возвращались обратно.

Если с первым вариантом все понятно - разведывательные полеты с фотофиксацией, то какая основная цель была у второго типа нарушений (вопрос навигационной ошибки не рассматриваем) ?

Провокация? Вскрытие системы ПВО вблизи границы? "Натаскивание" ведущих групп / пилотов по целям на 22.6.41 ?

С уважением, SDA