От Skvortsov Ответить на сообщение
К jazzist
Дата 02.11.2020 14:13:39 Найти в дереве
Рубрики WWII; Память; Версия для печати

Re: интересный человек...

>>>>Нам "Введение в специальность" на первом курсе в МАИ читал Душкин. И про Костикова он говорил, что тот не имел отношения к созданию "Катюш", а реальные создатели были репрессированы.
>>>
>>>в феврале 1989 он написал письмо в нескольких копиях в кучу инстанций (ЦК, МО и еще куда-то) с протестами против статей, очерняющих Костикова. Потом это же письмо в сокращенном виде и с некоторыми редакторскими правками летом было опубликовано в "Крыльях Родины" как интервью Душкина (в сети есть скан, кажется). В этих текстах Душкин подробно разъяснял в чем состояла роль Костикова в создании "Катюши". А студентам говорил противоположное... Странно.
>>
>>Ну вот статья:
>
>> https://www.vif2ne.org/nvk/forum/arhprint/2466894
>
>>Сможете на ее основе "подробно разъяснить в чем состояла роль Костикова в создании "Катюши""?
>
>мне, право слово, даже неудобно, но вот, пришлось красным отчеркнуть. На всякий случай - текст Душкина в статье КР дан курсивом. прямым шрифтом текст редактора. Кроме того, можете ознакомиться с соотв. разделом из самого письма Душкина 1989 г, а не отрывками из КР.

>
>[1009K]

>
>[1154K]

>
>[1095K]

>
>[1182K]


>ну и подивиться двоемыслию Вашего лектора... если действительно на лекциях "И про Костикова он говорил, что тот не имел отношения к созданию "Катюш", а реальные создатели были репрессированы."

Я читал. Понял, что Костиков участвовал в показе техники руководителям партии и правительства. А в каких этапах создания Катюш он участвовал до этого, не понял. И про позицию артиллеристов не понял, учитывая заказ ГАУ в начале 1937 года.

"В апреле 1929 года на должность руководителя опытов был зачислен инженер-артиллерист Б.С. Петропавловский, который оценил одно из главных преимуществ пороховых ракет — легкость пусковых установок. Он предложил отказаться от применявшегося В.А. Артемьевым выстрела ракетами из миномета и занялся конструированием легких пусковых станков в виде перфорированной открытой трубы.
На основе предложений, сделанных Ю.А. Победоносцевым и А.П. Павленко, была создана специальная группа, в которую вошли наиболее опытные инженеры и конструкторы: И.И. Гвай (руководитель группы), А.П. Павленко, В.Н. Галковс-кий, А.С. Попов, В.А. Андреев и др. Перед ней была поставлена задача — разработать самолетные пусковые установки для стрельбы РС-82 и РС-132 с минимальными массой и лобовым сопротивлением. Была разработана новая конструкция типа "Флейта". В декабре 1937 года после успешного завершения испытаний 82-мм реактивные снаряды с новыми пусковыми установками были приняты на вооружение истребителей И-15 и И-16.

Наша партия и правительство высоко оценили успешную работу специалистов, создавших новое ракетное оружие. В 1940 году большая группа инженеров, конструкторов, техников и рабочих РНИИ была награждена орденами и медалями Советского Союза, а в 1941 году группа ведущих специалистов РНИИ:
Шварц Л.Э., Гвай И.И., Пономаренко А.С., Артемьев В.А., Попов А.С., Победоносцев Ю.А., Павленко А.П. и др. была удостоена Государственной премии СССР.

Создание и принятие на вооружение авиации в 1937 — 1938 годах 82- и 132-мм реактивных снарядов явилось началом для разработки ракетного оружия и для сухопутных войск.

Главное артиллерийское управление (ГАУ) в начале 1937 года, а затем и в 1938 году поставило институту задачу разработать многозарядную пусковую установку для ведения залпового огня 132-мм реактивными снарядами.

Разработка самоходной пусковой установки была поручена в 1937 году коллективу конструкторов во главе с И.И. Гаем, в который входили А.П. Павленко, А.С. Попов и др. Разработка 132-мм реактивных снарядов велась группой, руководимой Л.Э. Шварцем, в составе В.А. Артемьева, Д.А. Шитова, А.С. Пономаренко, и др. Работа этих групп координировалась К.К. Глухаревым.
В целях быстрейшего выполнения задания решили максимально использовать опыт создания авиационных реактивных снарядов РС-132 и пусковых установок к ним, в частности использовать направляющие типа "флейта".

В октябре 1938 года конструкторами А.П. Павленко и А.С. Поповым был разработан проект первой 24-зарядной самоходной пусковой установки для стрельбы 132-мм реактивными снарядами. Она монтировалась на шасси автомобиля ЗИС-5 и имела 24 однопланочных направляющих желобкового типа, установленных на раме поперек продольной оси автомашины.

В начале декабря 1938 года такая пусковая установка была изготовлена в мастерских РНИИ. Вскоре была изготовлена опытная партия 132-мм реактивных снарядов, баллистические характеристики которых мало отличались от авиационных РС-132.
С декабря 1938 года по февраль 1939 года проводились полигонные испытания специальных 132-мм реактивных снарядов и пусковой установки. При этом подтвердилась правильность выбранного пути, но конструкция многозарядной установки оказалась недостаточно совершенной, а главное принцип стрельбы "поперек продольной оси машины" вызывал большую раскачку всей установки, а следовательно, увеличивал рассеяние снарядов. Кроме того, автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Проанализировав результаты испытаний, коллектив РНИИ приступил к работе по совершенствованию пусковой установки и реактивных снарядов. Доработкой конструкции 132-мм снарядов занималась группа Л.Э. Шварца при содействии технологов одного из заводов.

К лету 1939 года были существенно усовершенствованы 132-мм осколочно-фугасные реактивные снаряды, которые позднее получили официальное наименование М-13 и по сравнению с авиационными снарядами РС-132 имели большую дальность полета (8470 м) и более мощную боевую часть (масса 4,9 кг). Возрастание дальности стрельбы и мощности было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива и взрывчатого вещества. Для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики и соответственно лучшую кучность.
В этой работе принимали участие В.А. Артемьев, Ф.Н. Пойда, Ю.А. Победоносцев, Л.Э. Шварц, М.Ф. Фокин, Д.А. Шитов, А.С. Пономаренко, В.Г. Бессонов, М.П. Горшков и др.

В апреле 1939 года была спроектирована многозарядная пусковая установка по принципиально новой схеме с продольным расположением направляющих. Эта установка первоначально получила наименование механизированная установка (МУ-2), после доработки СКБ завода "Компрессор" и принятия на вооружение в 1941 году — боевая машина БМ-13. Установка имела особенности — 16 направляющих желобкового типа располагались вдоль оси машины. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся "спаркой", число которых было восемь. Расположение направляющих вдоль шасси автомашины и установка домкратов увеличивало устойчивость пусковой установки и повысили кучность стрельбы. Заряжание реактивных снарядов производилось с заднего конца направляющих, что создавало больше эксплуатационных удобств и позволяло значительно ускорить эту операцию. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7 — 10 с.
Пусковые установки МУ-2 в течении 1940 года были изготовлены институтом. Пять отправили на полигон для проведения испытательных стрельб. Шестую пусковую установку БМ-13 вместе с партией сигнальных и осветительных реактивных снарядов, разработанных под руководством В.А. Артемьева, Л.Э. Шварца и М.В. Гаранина, направили в Севастополь.

В январе 1941 года был дан заказ на изготовление в течение 1941 года 40 пусковых установок и определен завод-изготовитель — завод им. Коминтерна в Воронеже, на котором совместно с представителями РНИИ конструкторская документация и некоторые основные узлы пусковой установки были переработаны для условий опытно-серийного производства на этом заводе.

В начале 1941 года было принято решение о начале изготовления опытных образцов пусковой установки.

В июне 1941 года на полигоне под Москвой состоялся смотр образцов вооружения Красной Армии, в том числе и экспериментальных боевых машин БМ-13 с проведением залповых пусков ракет. На смотре присутствовали руководители партии и правительства, руководство Красной Армии. Присутствовавшие на смотре дали высокую оценку новому оружию."

http://war1960.ru/art/rs82.shtml



>>А письмо на имя Ежова почему проигнорировали?
>
>я выше об этом писал уже
> https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2941131.htm
> https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2941152.htm
> https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2941188.htm

>это не письмо на имя Ежова, это заявление в партком НИИ-3 (т.е. по месту работы), отпечатанное под копирку в двух экз. Второй экземпляр Костиков направил в ЦК ВКП(б). Или у Вас ЦК = Ежов?

Он направил Ежову, члену ЦК ВКП(б) и Народному комиссару внутренних дел СССР.