От Locke Ответить на сообщение
К All
Дата 23.10.2019 19:04:22 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; ВВС; Версия для печати

Исчо раз о дальности палубных авиагрупп

Товарищи,

Все ли видели эту картинку:

[431K]



Кроме очевидного роста числа F-35C в ущерб Е-Хорнетам, появления "оспреев" вместо "грейхаундов", мы видим сохранение числа вертолетов (60S и R) на уровне 11 на авианосце и 8 - по кораблям эскорта (но это те же эскадрильи) т.е. всего порядка 20 ЛА штатного авиакрыла - это вертолеты. С учетом конвертопланов - даже больше, то есть грубо - уже треть (сейчас даже больше). Не удивительно, что на "Рэйгане" нынешний командир авиакрыла - вертолетчик (немыслимо еще 5 лет назад). Да, растет и число платформ AEW и РЭБ, но не так уж значительно.
Но главное - появляются заправщики БПЛА, MQ-25. Вот чё про него пишут:

Note: The MQ-25 is currently expected to deliver 15,000 pounds of fuel at a distance of 500nm from the carrier. This translates to an offload of about 7,000 pounds per aircraft (имеется ввиду F/A-18E/F) in a section of two strike-fighters: roughly half of a full fuel load. A typical strike mission will consist of at least four strikers, and possibly fighter escorts, jamming aircraft, and other assets. At 8,000 pounds of fuel apiece, it will take five or more MQ-25s to refuel them all just once. Current plans outline a total of six MQ-25s per carrier air wing. See: Sam LaGrone, “Navy Releases Final MQ-25 Stingray RFP; General Atomics Bid Revealed” USNI News, October 10, 2017, https://news.usni.org/2017/10/10/navy-releases-final-mq-25-stingray-rfp-general-atomics-bid-revealed and Hendrix, Retreat from Range, 53.

Ну, не шесть а пять, судя по картинке, кроме того, упомянутые 500 миль - это и есть боевой радиус и обоих "супер-хорнетов", и что еще важнее - "гроулера". А представьте себе сбой хотя бы в программе одного беспилотного танкера - и что, отменять миссию?

Дело в том, что трагическое падение радиуса палубной авиации началось не с "хорнета" с его еле-еkе натягиваемым радиусом 370 миль в 1983, хотя это и был чувствительный шар в лузу снижения этой эффективности, но во-первых, пока летали F-14, не такой уж заметный, а во-вторых - уже второй. Историю со "скайхоком" вспоминать не будем, там политики было слишком много. Первый шар был в 1971, когда решили "убить кита" - отказаться от ЕКА-3В Skywarrior. И заменить его сразу тремя версиями одной и той же машины - А-6А, КА-6В и EA-6B. И все три были менее дальними, чем 1800-мильный "кит", и с косяками: собственно штурмовик мазал всеми бомбами по данным РЛС, "которая никогда не работала", танкер имел меньшую дальность, скорость и запас топлива на отдачу, чем "кит", а "проулер" кроме меньшей скорости и дальности имел очень капризные поды РЭБ и никогда не садился на палубу с первого раза (слабый гидроаккумулятор гака).

И теперь, когда мы реально имеем 500-мильные авиагруппы у амеров и 600-мильную (но не заправляемую в воздухе силами самой авиагруппы, МиГ-29К) у нас, французский Rafale M с его 1000-мильным радиусом становится не столько реликтом Cold War, сколько лидером направления развития палубной авиации: внутреннее топливо ничем не заменишь.