От badger Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев Ответить по почте
Дата 30.08.2019 06:54:13 Найти в дереве
Рубрики WWI; Артиллерия; 1917-1939; Версия для печати

Re: А вопрос...

>Химия конца 17 века позволяла производить фейерверки, готовить составы, сгорающие разным цветом изапу кать ракеты.


Ну, собственно, фейерверки сами по были столь же, или даже более ранним применением пороха, как и огнестрельное оружие, при этом фейерверк явно является, в том числе, и осветительным средством.


Есть утверждения, что китайцы использовали некие пороховые сигнальные средства в военном деле уже в 13 веке:

The earliest recorded use of gunpowder for signalling purposes was the 'signal bomb' used by the Chinese Song Dynasty as the Mongol-led Yuan Dynasty besieged Yangzhou in 1276.[1] These soft-shelled bombs, timed to explode in mid-air, were used to send messages to a detachment of troops far in the distance. Another mention of the signal bomb appears in a text dating from 1293 requesting their collection from those still stored in Zhejiang.[1] A signal gun appears in Korea by 1600. The Wu I Thu Phu Thung Chih or Illustrated Military Encyclopedia written in 1791 depicts a signal gun in an illustration.[2]


>Артилерийский музей СПБ считает, что осветительная ракета появилась в Русской армии в 1717 г.


В России мастера фейерверков появились в 1545 году при Стрелецком полку, а первый масштабный фейерверк сделан в 1674 году в Устюге[4].

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Так, фейерверк по случаю 18-летия Петра I 26 февраля 1690 года[источник не указан 1282 дня] состоял из 3 серий по 56 залпов, в результате в небе был изображён Геркулес, раздирающий пасть льва[4], согласно другому источнику, этот фейерверк был устроен в дни масленицы 1693 года в подмосковном селе Воскресенском, а упомянутое изображение Геркулеса было на транспаранте, который осветил этот фейерверк[5]. Сохранилась гравюра А. Шхонебека, ныне хранящаяся в Амстердамском музее[6], где изображён фейерверк, состоявшийся 12 февраля 1697 года в Красном Селе и посвящённый взятию Азова. Современник так описывал этот фейерверк: «…на льду представлен был прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружен всякого рода и всяких величин ракетами, которые занимали на льду великое пространство.»[7]


«Палладин остров» — фейерверк 1763 г. в Петербурге. Проект Я. Штелина
В царствование Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины Великой многие торжества сопровождались фейерверками и иллюминацией с постановкой аллегорических композиций. Автором этих затей был Якоб Штелин. Так одним из самых грандиозных стал фейерверк в честь годовщины восшествия на престол Екатерины II 28 июня 1763 года. На Неве перед Летним садом, согласно общему замыслу Штелина, была построена временная деревянная галерея для императрицы. Примерный чертёж сооружений был прислан И. И. Бецким, а сооружал строения Ю. М. Фельтен. Последний фейерверк в дореволюционной России был в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля.


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA

Только вряд ли такие средства могли быть действительно массовыми, для ежедневного для армейского применения.