От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Рядовой-К
Дата 31.08.2019 13:19:09 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

Роль маневренности однозначно падает.

>Продолжая серию форумных баталий по авиатематике предлагаю обсудить тему: Нужна ли маневренность для современного воздушного боя?
>А для затравки вот коротенькая статья с основными тезисами сторонников пингвина35 противников маневренности.
> https://topwar.ru/161675-pochemu-manevrennost-ne-glavnoe-dlja-istrebitelja-nashi-dni.html

Статья поверхностная. Тем не менее, общее впечатление от современного развития техники таково, что теперь для выживания после встречного пуска вражеской УР-ВВ истребителю придется выполнять маневр значительно раньше (т.е. с большей дальности) и значительно шире. А если опоздать и слишком сблизиться с ракетой, будет почти гарантированный конец.

Как следствие, классический "догфайт", т.е. кручение с непременным заходом в хвост, может вымереть, вместе с ним всякие постановы на попа и резкие торможения благодаря УВТ. На первый план выйдут (уже вышли) датчики, как можно раньше предупреждающие об обнаружении и обстреле, и автоматически выстраивающие оптимальную программу уклонения. Отсюда уже на горизонте беспилотные истребители - упоминал как-то франко-германский SCAF (système de combat aérien du futur), которым предполагается в 2035 г. начать замену Рафалей и Еврофайтеров. Впрочем, другие страны пока осторожнее.

>Суть. Современные ракеты в-в средней дальности с АРГСН и малой дальности с широкоспектральной ГСН обладают такой суммой характеристик, которая делает маневренность как таковую, даже для истребителя, совершенно излишней и даже вредной.
>Я категорически с не согласен с этим.

Зря. Здешние "поднаторевшие в авиаторстве" граждане, как кажется, застряли в конце прошлого веке и не вполне сознают успехов науч.-тех. прогресса в военном деле - как какие-нибудь французские генералы после ПМВ. С той разницей, что те почивали на лаврах, а эти почивают непонятно на чем.

Ракеты в-в средней дальности с АРГСН уже не средней, а большой дальности (АМРААМ AIM-120D обр. 2010 г. - 160 км, "Метеор" - 200 км), что отражает рост энергетики. Еще значительнее прогрессируют АРГСН, о которых нельзя судить по иракско-югославским клише 1990-х.

Проследим, к примеру, весовой прогресс на основе известной БРЛС "Жук". Исходный "Жук" 1990-х весил 250 кг, "Жук-МФ" с ПФАР даже потяжелел до 285 кг. "Жук-МЭ" обр. 2006 г. - 220 кг при дальности 120 км по 5-кв.м цели. "Жук-АЭ" с ранней АФАР ок 2010 г. - 200 кг. Последний же "Жук-АМЭ" - 100 кг при дальности 160 км по 5-кв.м цели.
Т.е. при переходе на АФАР вес сократился в 2-2,5 раза, а дальность (при том же диаметре антенны) выросла на треть. И это у "Фазотрона" - отнюдь не мирового лидера.

Еще больший прогресс - в сфере разрешающей способности и вытекающей из неё помехозащищенности. Вот, к примеру, что https://topwar.ru/108640-peredovye-afar-radary-dlya-stroevyh-i-perspektivnyh-migov-nevidannyy-ranee-potencial-obnovleniya-vks-chast-1.html воспроизводит про переход на АФАР у Ф-16:
Современная высокопроизводительная вычислительная база AN/APG-83 SABR позволяет каждому ППМ АФАР (или группам ППМ) работать на собственной частоте, моделируя сложную диаграмму направленности в режиме LPI («низкой возможности перехвата сигнала») для устаревших СПО типа «Берёза». Также АФАР имеет в разы более высокие помехозащищённость и разрешение при сканировании водной/морской поверхности в режиме синтезированной апертуры (SAR).

Теперь даже стали возможны (как благодаря миниатюризации, так и дробности АФАР) АРГСН, работающие в разных диапазонах волн. Скажем, основная часть ППМ работает в стандартном 3-см (Х) диапазоне на "дальнее обнаружение", а при сближении начинают работать модули 1-см (Ка) диапазона на "высокое разрешение", отсекающие ложные цели.

Также выросли и возможности управления/коррекции на маршевом участке - системы наведения носителей улучшились, ИНС и спутниковая навигация улучшились, появилось возможность залповой стрельбы по разным целям или по разным траекториям по одной цели, каналы связи улучшились с алгоритмами, вплоть до возможности перенятия управления сторонними самолетами.

Далее, здешние знатоки почему-то пропустили другой пассаж цитаты - "...и малой дальности с широкоспектральной ГСН", хотя к отмене маневренности он имеет еще большее отношение.
Имеется в виду переход с прежних двухканальных ИК датчиков на "мозаичные" ТПВ матрицы 128х128 или 256х256 пикселей. Они значительно увеличивают дальность обнаружения (и без того большую, особенно если противник использует форсаж) и радикально увеличивают разрешающую способность, а вместе с ней помехоустойчивость. Вплоть до того, что теперь такие ракеты можно применять даже по наземным целям, если не жалко (например, евро-немецкую Ирис-Т стоимостью 400 тыс. евро).
Резко выросла и дальность таких ракет. К примеру, английская АСРААМ в последней версии (вышибшая из Индии российскую Р-73) имеет максимальную дальность 50 км - в 1980-е такую же имели считающиеся "средней дальности" Спарроу и Скайфлэш.
Наконец, резко выросла маневренность ракет малой дальности. Сейчас все новейшие западные и китайские образцы выдерживают перегрузку 50 или 60 g, что позволяет даже разворачиваться на 180 градусов (уже упомянутая Ирис-Т - 60 g, французская МИКА и АСРААМ - 50 g, российская РВВ-МД/Р-74М - 40 g).

В результате, "убойная зона" УР ВВ МД (из которой вражескому истребителю с пределом перегрузки 9 g уже не вырваться, если ТПВ ГСН ракеты прочно взяла захват) значительно выросла и продолжает расти.