От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 09.07.2019 07:13:09 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Искусство и творчество; Версия для печати

Неизвестный мне фильм

ТРАГЕДИЯ В ПОЛЯРНОМ МОРЕ
(Кино)


В истории минувшей войны найдется немного случаев, которые вызывали бы столько вопросов, недоумения, горечи и гнева, как трагедия морского конвоя PQ-17. О ней написаны, и теперь еще пишутся, исследования, мемуары, романы... И почти все авторы при всей несхожести их политических взглядов и симпатий прямо или косвенно признают разгром фашистами союзного конвоя PQ-17 позорнейшей страницей в истории британского флота.

В самом деле, невозможно найти прецедент, когда бы 35 тяжелых транспортов с оружием и стратегическим сырьем были брошены кораблями охраны. Это случилось в высоких широтах Баренцева моря в начале июля 1942 года, в период ясной погоды и полярного дня, когда безоружные торговые суда, покинутые на произвол судьбы, теряют почти всякую надежду ускользнуть от воздушного и подводного противника.

Английский историк Д. Ирвинг, автор наиболее полного исследования о разгроме PQ-17, намекает, что приказ кораблям охраны — бросить караван,—отданный первым лордом британского адмиралтейства Д. Паундом, был продиктован страхом перед фашистской армадой во главе с линкором «Тирпитц», вышедшей на перехват судов.

Но не только в кабинетах британского адмиралтейства решалась судьба столь крупного конвоя. Трагедия была вызвана откровенным нежеланием английского правительства рисковать боевыми кораблями ради военно-технической помощи Советскому Союзу. Черчилль не раз потом пытался спекулировать на случае с «семнадцатым», доказывая невозможность военных поставок в СССР кратчайшим путем — через северные моря.

В действительности же оказалось достаточно советских подводных лодок, чтобы отбросить фашистский флот от маршрута торговых судов. Экипаж К-21 под командованием Героя Советского Союза Н. Лунина, торпедировав фашистский флагман, загнал его со всеми надводными кораблями сопровождения в норвежские фьорды.

Но «Тирпитц» сделал свое дело. Англо-американское морское соединение отошло, оставив конвой, и фашистские стервятники вместе с подводной «волчьей стаей» начали охоту за безоружными судами. В итоге 24 транспорта с грузами пошло на дно, погибли 153 моряка торгового флота.

Памяти этих моряков посвящен вышедший на экраны страны кинофильм «Семнадцатый трансатлантический», созданный Киевской киностудией им. А. Довженко по сценарию Константина Кудиевского. Режиссер-постановщик Владимир Довгань, главный оператор Вадим Верещак. Картина снята в Баренцевом море, на местах морских сражений.

Авторы фильма не ставили своей задачей показать все перипетии борьбы, развернувшейся вокруг конвоя на обширном морском театре. Зритель наблюдает происходящие, события на пути от Исландии до Мурманска главным образом глазами экипажа советского судна «Кузбасс», входившего в состав «семнадцатого трансатлантического». Первые же кадры пронизаны острым чувством тревоги. Томительность ожидания в порту, где формировался конвой; совещание капитанов торговых судов, весть о выходе в океан — долгожданная и тревожная одновременно; надежды моряков на успех, когда они узнали, что походный порядок будет охранять целый флот; уверенность, с которой отражались первые наскоки фашистских самолетов, а потом — отчаяние многих экипажей после внезапного, необъяснимого ухода кораблей — все это передано в фильме с большой достоверностью.

Многие военные историки не без оснований полагают, что потери конвоя были бы не столь катастрофическими, прояви капитаны и экипажи некоторых судов западных стран больше мужества, самообладания и дисциплины, если бы они настойчивее боролись за живучесть машин, не покидали палубу при первой опасности. Что ж, такое поведение отдельных судовых команд можно расценить и как ответ на предательский приказ своего высшего руководства. Но были в «семнадцатом» и настоящие герои, в числе которых — моряки двух советских транспортов.

В критические часы, когда торпедированный «Кузбасс» потерял ход, оставшись один на один с океаном, над которым господствовала фашистская авиация, глубоко раскрываются нравственные и организаторские качества капитана судна Лухманова (артист Александр Лазарев) и помполита Саввы Ивановича (артист Константин Параконьев). Оба актера тонко передают душевное состояние руководителей экипажа, которым надо решать — спасать ли людей, перейдя на борт тральщика, или спасать их вместе с судном и бесценным грузом, на что так мало шансов? Оба понимают: в последнем случае далеко не все зависит от их личного мужества и находчивости. Сплоченность и героизм всей команды — вот что может выручить «Кузбасс». Главное, что требуется от капитана и помполита — сплотить команду, лучшим образом организовать борьбу за спасение судна, отсекая всякие сомнения в целесообразности такой борьбы. Оба они верят в людей, и каждый по-своему превосходно делает самое необходимое. В сдержанной манере, без нажима и ложной патетики ведут роли артисты Лазарев и Параконьев, раскрывая тот неброский на первый взгляд истинный героизм, которого требовала морская война от капитанов и политработников транспортных судов.

Решимость экипажа спасти транспорт с оружием настолько велика, что даже молодой английский офицер связи на «Кузбассе» лейтенант Митчелл — мягкий, искренний, чуточку инфантильный, вначале, видимо, посчитавший решение капитана и команды безумием, — остается на палубе торпедированного судна. И это не столько минутный порыв молодого сердца (а тем более не отчаянная жертвенность — делать как все), сколько пришедшее понимание очень важной, для Митчелла истины: людей, с которыми свела его судьба, нельзя одолеть, ибо они верят в победу беззаветно, а настоящая победа невозможна без самоотречения в справедливой борьбе.

Митчелл, каким он предстает в кинофильме, — несомненная творческая удача молодого актера Валерия Бабятинского.

Лейтенант не дожил до берега. Не в силах перенести предательство своего правительства, отдавшего торговые суда на растерзание врагу, он шлет по радио проклятья морскому министерству и кончает самоубийством. Последний поступок английского лейтенанта, пожалуй, выглядит в кинофильме несколько искусственным. Честный офицер, каким предстает перед нами Митчелл, приобщившийся к высокому мужеству советского экипажа, глубоко верящий в общую победу над фашизмом, в столь трудный момент совершает явно непоследовательный шаг, посылая в себя пулю.

В фильме немало драматических, захватывающих сцен — борьба с немецкими самолетами, спасение советскими моряками горящего транспорта союзников, встречи на берегу. В кинокартину удачно вплетаются кадры военной хроники.

Политическая подоплека событий в океане раскрывается в диалогах лорда Паунда с английским коммодором. К сожалению, диалоги эти, при всей их близости к документальным источникам, подаются авторами фильма суховато, а потому, кажутся монотонными и лишь объясняют события, не усиливая их драматизма.

Не ушли создатели фильма от банальности в решении любовной линии Лухманов — Ольга. Отдающие сентиментальностью картинки воспоминаний, осложнения в отношениях героев выглядят чужеродными в мужественном, напряженном киноповествовании.

Фильм «Семнадцатый трансатлантический» служит памятью боевым делам моряков транспортного флота, пока недостаточно отраженным в литературе и искусстве.

В. СТЕПАНОВ.

Красная звезда. 1972. 28 ноября (№ 278).

С уважением, Пауль.