От объект 925 Ответить на сообщение
К Пауль Ответить по почте
Дата 28.04.2019 10:33:10 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

И шла она в сторону транспортного узла Сталинград к которому рвались немцы.

Автомобильных дорог с твердым покрытием в районе Сталинграда не существовало. Слабость сухопутных коммуникаций заставляла всемерно использовать для воинских перевозок крупнейшие реки европейской части СССР. В указаниях, данных одновременно руководителям ряда приречных областей, краев и республик в апреле 1942 г., ГКО подчеркнул исключительное значение речного транспорта в условиях войны.
В сложившихся условиях, когда оказалась нарушенной железнодорожная связь Центра страны с Кавказом, а остававшиеся в строю железнодорожные линии Поволжья работали с огромной перегрузкой, резко возросла роль Волжского водного пути как для снабжения оборонной промышленности городов Поволжья, [170] так и особенно для поддержания надежного сообщения с основным районом нефтедобычи — Баку. Решениями Транспортного комитета при ГКО от 14 и 15 июля 1942 г. и последующими его указаниями на речной транспорт Волги возлагались все возраставшие перевозки грузов для заводов, выпускавших броневую сталь, танки, пушки и другую важнейшую военную продукцию, а также перевозки боеприпасов.

Хотя противнику не удалось ожесточенными бомбардировками парализовать работу наших железных дорог на подступах к Сталинграду, все же перевозки сильно замедлялись. Среднесуточный пробег на линии Урбах — Баскунчак составлял в наиболее напряженный период боев 30–40 км в сутки, от Горького или [178] Сызрани отдельные эшелоны и транспорты шли к линии фронта почти месяц. На распорядительных станциях Урбах и Баскунчак транспорты с грузами для фронта находились от двух до семи суток{393}.

Однако и водный путь по Волге, суда и порты подвергались ожесточенным бомбардировкам авиации противника. Не ограничиваясь только бомбардировками волжского пути, немецкие самолеты в навигацию 1942 г. производили минирование Нижней Волги от Астрахани до Саратова. Всего было сброшено 350 мин, в том числе и электромагнитных. Для траления мин были выделены 19 речных судов с деревянными корпусами и 6 барж{394}. Моряки Волжской военной флотилии, которой командовал контр-адмирал Д. Д. Рогачев, повседневно вели борьбу с минной опасностью. Сотни постов наблюдения внимательно следили за гладью реки, десятки вооруженных судов и катеров круглосуточно тралили мины. Часть мин была уничтожена взрывами глубинных бомб.

С 25 июля по 9 августа в результате бомбардировок и подрыва на минах затонули 25 самоходных и 42 несамоходных судна, погибло много людей и большое количество грузов, в том числе 115 тыс. т нефтепродуктов. Всего на Нижней Волге в 1942 г. погибло 335 судов.

С 23 августа после выхода противника к Волге транзитное судоходство на ней прекратилось.

Алеxей