От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 27.01.2019 09:10:31 Найти в дереве
Рубрики 1941; Искусство и творчество; Версия для печати

«Это отход от правды, искажение образов советских бойцов»

СТРАННЫЙ, НЕПОНЯТНЫЙ ФИЛЬМ

В памяти народной живы воспоминания о Великой Отечественной войне, о суровых испытаниях. выпавших на долю советских людей. Наша социалистическая Отчизна с честью вышла из этих испытаний, принеся освобождение порабощенной Европе.

Много лет прошло с тех пор, но никогда не перестанет волновать умы всех честных людей великий подвиг нашего народа.

Обращение советских кинематографистов к теме Великой Отечественной войны вполне закономерно. Правдивый, реалистический ее показ, особенно трудностей ее первого периода, героизма и самопожертвования наших бойцов и командиров, самоотверженного труда всего советского народа во имя защиты Родины, имеет большое воспитательное значение.

Киностудия «Мосфильм» закончила производством фильм «У твоего порога». Речь в нем идет об обороне столицы нашей Родины осенью 1941 года.

Победа Красной Армии под Москвой имела огромное военное и политическое значение. В ожесточенных боях на подмосковных рубежах Красная Армия вырвала стратегическую инициативу из рук врага, окончательно похоронила гитлеровский план «молниеносной войны» и развеяла миф о непобедимости фашистской армии.

Нелегко далась победа под Москвой. И если наша армия не только выстояла, но и сумела разгромить отборнейшие дивизии немецко-фашистских войск, то это свидетельство массового героизма советских воинов, их беспредельной любви к социалистической Родине и жгучей ненависти к фашистским захватчикам, это результат самоотверженного героического труда всего советского народа, результат твёрдого руководства Коммунистической партии.

Битва под Москвой была характерна высоким накалом патриотических чувств, когда каждый воин сознавал высокую ответственность за свои действия; понимал, что в этих ожесточенных схватках с врагом решается судьба социалистической Родины. «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва» — эта мысль была в сознании каждого воина. Она воодушевляла его на ратные подвиги, помогала преодолевать трудности боевой обстановки.

Конечно, на общем фоне тяжелых событий этого периода были и отдельные эпизоды растерянности, трусости и даже предательства. Но это не характерно для тех, кто громил гитлеровские полчища на подступах к Москве.

До выхода врага на подступы к нашей столице были пограничные сражения, ожесточенные бои под Минском и Оршей, были тяжелые боя на Днепре, под Смоленском, которые сбили «победное шествие» фашистских войск, позволили нам выиграть время и организованно встретить врага на подступах к Москве.

Художественное отображение славной героической эпопеи тех дней мы и ожидали увидеть в фильме «У твоего порога». Но, просмотрев фильм, мы поняли, что обманулись в своих ожиданиях.

Авторы фильма (сценарий С. Нагорного, постановка В. Ордынского) в основу сюжета положили показ действий расчета одного зенитного орудия. Конечно, не обязательно все фильмы на военные темы ставить крупномасштабно. Однако в данном случае столь узкий взгляд на события никак не способствует правильному раскрытию большой темы — показу боевых действий при обороне Москвы.

Допустим, что авторы фильма умышленно ограничили круг основных персонажей фильма, чтобы лучше и полнее раскрыть их образы, характеры, показать и убедить, что именно такие люди ратным трудом, даже своей смертью внесли свою лепту в дело победы над ненавистным врагом. Но какими людьми показаны нам в фильме эти солдаты?

Расчет зенитного орудия, получивший задачу на отражение танков противника, занимает огневую позицию рядом с домом, в котором живет семья железнодорожника! Может быть, создатели фильма оставили мирную семью, которая, конечно, подлежала эвакуации или переселению, в расположении огневой позиции с тем, чтобы через взаимоотношения бойцов с хозяйкой дома и ее детьми полнее раскрыть характеры воинов? Очевидно, так.

Но вот что мы видим. Знакомство с матерью семейства начинается с горького упрека в адрес красноармейца, не вернувшего ей топор! Отношения черствые, неприязненные. Молодые, здоровые солдаты спокойно и безучастно наблюдают за тяжелой физической работой женщины, и ни у одного из них нет даже мысли в чем либо помочь ей. Артиллеристы безразлично относятся к судьбе детей. Лишь Мухтар, красноармеец, вышедший из окружения и, кстати сказать, непонятно почему длительно пребывающий в состоянии бездействия и незаслуженно оскорбленный своим же товарищем, проявляет какую-то заботу о них.

Расчет предоставлен самому себе. Нет ни направляющей воли командира, нет партийно-политической работы, видимо, в составе расчета нет ни коммунистов, ни комсомольцев.

Обстановка на фронте никому не известна, да, видимо, и не интересует, так как не предпринимается никаких мер для ее уяснения. Все последующие события происходят внезапно и без видимой связи.

Показанный нам артиллерийский расчет — это не войсковой организм со свойственными ему дисциплиной, спайкой, войсковым товариществом, так ярко появившимися в году войны, а какая-то слабо сколоченная группа пессимистически настроенных людей, заранее обреченных на гибель.

Все бойцы живут сами по себе, неприязненно относятся друг к другу, время проводят подчас в праздном безделье и грубых, а иногда и циничных словесных перепалках, совершенно не думая о выполнении возложенной на них боевой задачи. И это в то время, когда танки противника могут появиться в любую минуту (иначе и смысла не было бы ставить зенитное орудие на позицию для борьбы с танками), когда огневая позиция не оборудована должным образом, снаряды не укрыты и т. д.

В боевой обстановке бойцы расчёта проявляют недопустимую беспечность в несении службы. Чего стоят, например, нелепо затеянная игра в снежки и внезапное появление в этот момент танков противника или ночной разговор часового на посту с девушкой? Никого из артиллеристов не видно на позиции в тот момент, когда в расположении ее появляется сумасшедший повозочный. Лишь хозяйка дома урезонивает его. После боя не кто-нибудь, а хозяйка дома напоминает о необходимости отремонтировать поврежденную в бою пушку, на что боец отвечает: «Вот поедим и починим».

Трудно объяснить поведение на поле боя перепуганного солдата Васюты. Еще более непонятны его взаимоотношения с рядовым Берсеневым. Оба они боевые товарищи, не один день в одном строю, в одном расчете, а в течение нескольких минут поочередно готовы стрелять друг в друга.

Неправдоподобно выведен образ командира орудия. Безучастный ко всему происходящему, инертный, старший сержант Прохоренко не принимает никаких мер к наведению порядка. Более полно нам показывают его со стаканом водки за довольно-таки циничным рассказом о своей жене. И это командир, несущий полную ответственность за состояние расчета, организатор и воспитатель бойцов! Нелепо и неправдоподобно.

Нет, не такие люди, какими они показаны в фильме, выстояли в ожесточенных боях с фашистскими захватчиками. Это отход от правды, искажение образов советских бойцов.

Для советских солдат и командиров были характерны боевой порыв, исключительная собранность, ненависть к врагу и готовность к самопожертвованию во имя защиты Родины. Миллионы советских воинов уже в 1941 году по кирпичику закладывали основы победы.

Персонажи же фильма — именно персонажи, а не герои, потому что героя в фильме по существу нет, — таких качеств, характерных для советских воинов, лишены.

Нам показали не людей, которые своей беззаветной храбростью отстояли свободу и независимость нашей Родины, а каких-то аполитичных, расхлябанных, пацифистски настроенных людей, у которых нет ни грана чувства патриотизма, начисто отсутствует ненависть к фашистским захватчикам, нет никакой уверенности в победе над врагом.

В фильме много неправдоподобного в показе боевых эпизодов. Одно обособленное зенитное орудие уж очень легко справляется с лавиной вражеских танков, почти каждый снаряд поражает цель.

Удивляет зрителя атака роты ополченцев. Загадкой остается, кого они атакуют. По ходу действий возможен был прорыв отдельных немецких танков, но в этом случае даже неопытный лейтенант должен был знать, что атаку танков пехота отражает с места.

Тяжелое, удручающее впечатление производит бессмысленная гибель роты ополченцев Москвы. Причем характерно, что фашисты потерь совсем не несут, даже из подбитых танков вражеские танкисты выбираются спокойно, картинно.

Но ведь это же неправда! Тысячи и тысячи фашистских захватчиков нашли свою смерть на полях Подмосковья.

В фильме есть эпизод прибытия санитарного поезда на станцию. Тяжело раненных воинов на носилках выносят из вагонов, и медицинская сестра, раскладывая по носилкам истории болезни, причитает над, каждым раненым заученными, бесчувственными словами: «Поправляйся, миленький». Какая серость, какая неблагодарность к самоотверженной работе фронтовых девушек-медиков!

Странно выглядит сцена разоблачения и расстрела симулянта-дезертира. Военный врач докладывает командиру, что задержанный боец ранен в голову. С него срывают бинт, и он пытается убежать, причем никто не принимает мер к его задержанию. Тяжелый момент, и преподносить зрителю его надо более продуманно. В самом деле, какой офицер позволил бы грубо сорвать бинты с раненого, тем более, что факт ранения подтверждает военный врач? А если бы солдат был действительно ранен?

В фильме много и других неправдоподобных, надуманных сцен.

Пессимизмом, страхом и отчаянием веет от фильма. Не хочется верить, что это советские воины, выстоявшие в тяжелейших боях и наголову разгромившие фашистов.

Автор сценария и постановщик фильма, нагромождая нелепости и случайности, видимо, рассчитывают, что зритель поверит, что все это было характерно для боевых действий при обороне Москвы. Но этого не произойдет. Кто пережил события тех дней, скажет, что это неверный рассказ о событиях грозного 1941 года, года самоотверженной и героической борьбы советского народа за свободу и честь нашей великой Родины. Такой фильм не служит делу воспитания воинов.

К сожалению, это не первый случай производства слабых, неправдоподобных фильмов на военную тему. Постановщики таких кинокартин поверхностно изучают жизнь войск и боевую деятельность, а военные консультанты не оказывают необходимой помощи.

Естественно, такое положение , должно быть изменено. Зритель ждет ярких, высокоидейных и высокохудожественных произведений о героических событиях военных лет.

Полковник Г. КОРШУНОВ.

Красная звезда. 1963. 7 апреля (№ 83).

С уважением, Пауль.