От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.01.2019 11:24:44 Найти в дереве
Рубрики Танки; 1917-1939; Искусство и творчество; Версия для печати

Ретро-отзыв на х/ф "Танкисты" (1939 г.)

П. КОЛОМЕЙЦЕВ и А. ПАРЧИНСКИЙ

«Танкисты»

В последние годы советский экран обогатился многими фильмами на оборонные темы. Большой популярностью пользуются кинокартины «Если завтра война», «На границе» и др. Все они рассказывают о героизме и непобедимости советских патриотов, не щадящих своей жизни для защиты любимой социалистической родины.

Но наряду с достоинствами, даже лучшие оборонные фильмы не отражают в полной мере военно-технической мощи Красной Армия. А она велика! Красная Армия, опирающаяся на мощную социалистическую индустрию, имеет совершенное вооружение и в таком количество, какое нужно для разгрома любого врага.

Грозной силой являются наши механизированные войска. Они сильны не только численностью и качеством боевых машин, но, и, главным образом, людьми, кадрами, которые этими машинами управляют.

Фильм «Танкисты», производства Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм», показывает частицу наших механизированных войск.
Генерал фон-Бюллер, волею «верховного правителя» поставленный во главе фашистских армий, двинулся в поход на «Красноармейск»... Вот тут-то, в самом начале этого «победоносного» марша, генералу фон-Бюллеру, имеющему солидный военный опыт, и пришлось впервые познакомиться с советскими танкистами.

Одной из центральных фигур, действующих в фильме, является башенный стрелок (артист Кузнецов). Он в совершенстве изучил свое дело и входит в состав лучшего танкового экипажа. Но боевая мощь танков рисуется ему преуменьшенной. Он хочет перейти в авиацию, чтобы громить противника с воздуха. Танки, по его мнению, слишком привязаны к местности, и это суживает возможности их боевого использования.

Фильм переносит внимание зрителя к первым дням будущей войны.

Противник сгруппировал свою «армию вторжения» у города Энсбурга и, отступая, стремится заманить наши части в ловушку. Он уверен, что наступление возможно только в лоб, так как с флангов расположены естественные преграды: болото и река с обрывистыми берегами.

Командующему армией противника кажется, что в составленном им плане разгрома Квасной Армии учтено все. Он ждет столкновения как момента своего торжества. Однако торжествовать оказывается рано. Уверенные в боевой мощи своих танков, прекрасно освоившие технику, воодушевленные беззаветной любовью к социалистической родине, танкисты Красной Армии, преодолевая танконедоступные рубежи, выходит во фланг противнику и громят его «армию вторжения».

В картине даны прекрасные образцы вождения танков: спуск с 25-метрового обрыва, движение по свайному мосту, преодоление пылающего леса. Во всем этом принимает участие и наш башенный стрелок. Атакуя противника, он поражает огнем его орудия; его танк одним из первых врывается в Энсбург.

В первых же столкновениях башенный стрелок проявляет себя подлинным героем; он по опыту убеждается в том, что танк — это такая машина, которая «повсюду пройти должна».

Остается в памяти эпизод, когда водитель танка, посланного в разведку и несущегося по деревне, занятой противником, вдруг обнаруживает на пути ребенка. Еще мгновенье, и малыш будет раздавлен. И тут-то проявляется замечательная черта наших бойцов. Резким поворотом водитель направляет танк на сарай и врезается в стену. Ребенок спасен. Со всех сторон на танк бросается противник. Только благодаря исключительному самообладанию удается экипажу вывести машину из создавшегося положения.

Интересно, что все танки, действующие в картине, водят обычные механики-водители. Таких механиков-водителей, башенных стрелков и командиров танков можно увидеть в составе экипажа каждой боевой машины. Люди — советские танкисты — показаны правдиво и, несомненно, будут пользоваться симпатиями зрителя.

Однако фильм имеет некоторые недочеты, снижающие его качество. Недочеты эти заключаются в примитивном изображении некоторых тактических эпизодов. Это, к сожалению, присуще многим оборонным фильмам.

Дело, очевидно, в том, что сценаристы а кинорежиссеры военных фильмов ориентируются на «неквалифицированного» в военном отношении зрителя. А в действительности советский зритель в военном отношении достаточно подкован: это — летчики аэроклубов, парашютисты, вчерашние бойцы и курсанты Красной Армии. Все они хорошо разбираются в элементарных тактических приемах. Это следует учитывать при работе над новыми оборонными фильмами.

В картине есть такой момент: солдату противника удалось просунуть ствол винтовки в револьверное отверстие башни и открыть огонь; пули разбиваются о противоположную стенку (броню) башни, не причиняя никакого вреда экипажу. А между тем известно, что осколки разбивающихся о броню пуль могут ранить лицо.

Фильм совершенно не показывает взаимодействия между различными родами оружия, и поэтому некоторые боевые эпизоды, как, например, огневое единоборство танка с артбатареей противника, являются натянутыми.

Роль, отведенная в картине комиссару части, далеко не отражает размах его работы.

Несмотря на указанные недочеты, фильм «Танкисты» удачно показывает боевую работу наших неустрашимых танкистов. Зритель смотрит картину с большим вниманием, напряженно переживает критические моменты и горячо аплодирует каждому удачному маневру советских танков. С большим интересом смотрят фильм также танкисты-«профессионалы», командиры и красноармейцы.

Актерский коллектив вполне освоился с некоторой спецификой исполняемых ролей и сумел создать хорошие образы бойцов и командиров. Следует особо отметить игру артиста Кузнецова, очень тепло и правдиво передавшего роль башенного стрелка.

Художники картины тт. Якимов и Рудой добились большой выразительности, особенно в сцене, происходящей в домике лесника.

Зритель покидает кинозал вполне удовлетворенный, гордый могуществом нашей Красной Армии.

Следует пожелать тт. Драпкину и Майману, чтобы в дальнейших работах над оборонными фильмами они отразили мощь Красной Армии во всем ее многообразии и взаимодействие всей боевой техники. Такой фильм советские зрители встретят горячо.

Автобронетанковый журнал. 1939. № 4.

С уважением, Пауль.