От Константин Дегтярев Ответить на сообщение
К Константин Дегтярев Ответить по почте
Дата 07.12.2018 11:42:18 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Спецслужбы; Искусство и творчество; Версия для печати

Добавочка

Если я правильно понял суть вашего вопроса (с учетом недавно обсуждавшейся темы), Вас интересовал мотив христианской "жертвенности" в былинах. Разумеется, в таком рафинированном виде его нет, да и сам мотив жертвенности - не христианский, а вполне языческий, пришедший в христианство из язычества.

Суть жертвы совершенно языческая, это сделка с богами. Им передают нечто ценное - красивую девушку, сильного мужчину и т.д., взамен получают желаемое: военную победу, дождь, урожай и т.д. Христианство позиционирует Христа как последнюю, финальную жертву, которая полностью искупает человечество и освобождает его от языческих обрядов, в т.ч. и от "кровавой жертвы". Деньгами - можно, да. Так что считать "жертвенность" на войне христианским архетипом в корне неверно, это своего рода ересь.

Есть любопытное воспоминание одного русского корабельного священника (источник сейчас не вспомню), который присутствовал на вечеринке офицеров и с возмущением отнесся к тосту "погибнем, как один, за отечество". Он счел своим долгом возразить, что как раз погибать не надо, надо выжить и победить.

На мой взгляд, языческий мотив жертвенности был заново востребован массовым сознанием в конце XIX века в связи с переходом к массовым армиям по призыву. Ранее он практически не наблюдается, т.к. военное дело было сугубо профессиональным. А в конце XIX века в войска пришло огромное количество людей, не имеющих ни малейшей склонности к военному делу, воспринимающих войну как беду, а не как смысл и дело жизни. Характер военных действий изменился кардинально, увеличились дистанции боя, колоссально возросли потери от артиллерии, стреляющей с закрытых позиций. Война, как таковая, в связи с развитием воинской дисциплины, военных судов и аппарата управления для абсолютного большинства военнослужащих свелась к пассивному исполнению приказов. Вот тогда и всплыл древний архетип: принесем побольше жертв - боги (в христианском варианте - Бог) подарят нам победу. Все равно от тебя лично ничего не зависит, противника ты, скорее всего, даже не увидишь - но своей (с рациональной точки зрения - вполне бесславной) гибелью, тем не менее, послужишь общей победе.

Соответственно, искать в былинах христианский мотив жертвенности нет смысла по двум причинам: во-первых, это не христианский мотив, а во-вторых, в былинные времена он не был востребован в искомой форме.