От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Константин Дегтярев
Дата 09.11.2018 12:51:32 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Прямо наоборот

>... то она скорее консервировала крестьянскую общину, чем ее разрушала ("Земля - крестьянам"). Разрушила общину коллективизация, 12 лет спустя хотя, конечно, можно было и понежнее.

Революционный раздел земель помещиков, кулаков и прочих "вкладчиков в землю" вёлся по принципу передачи в мелкокрестьянскую, а не в общинную собственность. Т.е. суть столыпинской реформы не устранялась, устранялись её наиболее вопиющие несправедливости.

Но это национализация 1917 г. не ликвидировала, а только временно ослабила главную проблему столыпинской реформы - обездоливание деревенской молодёжи.

Ведь в чём главный вклад Столыпина в русскую революцию? После отмены ежегодных переделов земли в 1906 г. подрастающий деревенский парень мог надеяться получить надел, лишь когда околеет отец, а то и дед.
Целое поколение деревенской молодёжи (непрерывно растущее в условиях демографического взрыва и более образованное/политически активное, чем когда-либо) было разом поставлено в положение батраков до седых волос.
Между тем, традиционное крестьянское сознание никуда не делось, безнадельный бобыль рассматривался как недочеловек, недостойный даже жениться.
Добавим к этому столь же традиционные сплоченность деревенской молодежи (коллективные посиделки, кулачные бои) и её неуважение к старшему поколению (не можешь сам пахать - иди на паперть, не нахлебничай у семьи).
Плюс неспособность города поглотить крестьянский избыток при том, что крестьяне-переселенцы были поставлены там в более бесправное положение, чем теперешние таджики.

Передел 1917 г. дал землю молодежи 1906-17 гг. (именно она составляла основную часть 60% бедняков по поздне-царской статистике), однако в 1920-е наросло новое "безнадельное" поколение, не менее многочисленное и еще более агрессивное и уверенное в своей правоте.

Так что коллективизацию 1929-32 гг. можно рассматривать как "консервативную антистолыпинскую реакцию", восстановление общины на новом, "осовремененном" (и организационно, и идеологически) уровне, парадоксально выполненное деревенской молодёжью (главной силой комбедов, милиции, комсомола и проч.).
Разъела эту новую общину только постепенная урбанизация и индустриализация с культурной революцией, выморившие традиционное крестьянство как таковое.