От badger Ответить на сообщение
К badger Ответить по почте
Дата 05.11.2018 09:37:01 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Re: Именно это...

>"любой ценой обеспечим достойный ответ империалистам", а не "а давайте нарушим ради красивой отчетности".


Вот у Храптовича эпизод обсуждения такого:

https://www.proza.ru/2017/12/07/412%C2%A0


В конце заседания там же зашел уже непринужденный разговор. Меня почему-то в кабинете Балтина оставили, и я не стал спешить уходить. Вспомнили, между прочим, что в ГШ есть некто А.Горбачев, капитан 1 ранга, в прошлом командир подводного крейсера, который тоже говорит о недостатках на флоте. Балтин рассказал такой случай. На СФ в одной из дивизий, которой он командовал, готовили к выходу в море на выполнение сложной задачи новый ракетоносец. Им интересовались высокие инстанции, потому в дивизии старались успеть всё сделать в срок. Когда всё было готово, собрали совещание по подведению итогов. На совещании присутствовали очень высокие лица. Так вот там этот Горбачев поднялся на трибуну и, по словам Балтина, начал «лить грязь». Дескать, и то не готово, и то не так, корабль нельзя выпускать в море потому-то и потому-то.
- Тогда я его, - продолжал Балтин, - буквально согнал с трибуны. Сказал, что нечего нас хаять, что мы проделали огромную работу, справились за шесть месяцев там, где американцам понадобилось два года. Всем присутствующим на том совещании это очень понравилось, - добавил он с гордостью.
Я дослушал до конца его монолог, с абсолютной точностью передающий сущность того, что в те времена происходило на флоте. Трагедия была в том, что, как и многие другие, Балтин, в принципе очень неплохой человек и моряк, ничуть не сомневался в своей правоте. Искренне гордился тем, что «защитил честь» дивизии, флотилии и флота, сумел понравиться начальству. Он ведь прекрасно знал, что Горбачев во многом прав, но мысль о том, чтобы высказаться так в присутствии высоких начальников даже не приходила ему в голову. Как и в головы тех, кто был там тогда, и кто сегодня сидел в его кабинете. Не принято тогда было так делать.

Выждав, пока все, искоса посматривая на меня, отсмеются, обратился к Балтину:
- Понимаю Ваш намек, товарищ Командующий.
- Да что Вы, Альберт Иванович, к Вам это не относится, как Вы могли так подумать!
Относилось, конечно, относилось, и всем это было понятно. Потому промолчать не мог. И продолжал:
- Да, вам удалось ценой огромных усилий, прежде всего матросов и офицеров, но и Ваших лично, подготовить к плаванию корабль в сжатые сроки. Ваш труд и поступок на совещании не мог не понравиться высокому начальству. Только есть во всем этом одна неприглядная сторона.
Далеко не каждый может сказать, тем более в присутствии высоких начальников, всю правду, как она есть. В данном случае о том, что достаточно времени и возможностей для полноценной подготовки корабля и экипажа к плаванию, всё-таки, не было. И замечаний, недоработок всё еще много. Вы же сами признаёте, что для такого же дела американцам понадобилось два года. Они что – бездельники или настолько глупые? Или у них возможности ниже наших? Вы прекрасно знаете, что это не так. Они просто подходят к делу тщательно и скрупулезно, зная, что в наших делах недоработки чреваты тяжелыми последствиями. Ни о каком стремлении доложить что-то побыстрее высокому начальству там и речи нет. Может потому они, в отличие от нас, в последние годы кораблей и людей не теряют? И если у нас копнуть поглубже, то оказалось бы, что базовое обеспечение кораблей, учебные классы, тренажеры на берегу не выдерживают критики и не способны обеспечить должную подготовку личного состава, а в технике, оружии, акустике мы отстаем от «вероятного противника». И может кого-то вместо награждения, пришлось бы привлекать к ответственности. Но не каждому по плечу сказать правду. Даже Герои Советского Союза, бесстрашные в критических ситуациях, часто не решаются проявить простое гражданское мужество. Предпочитают подвергать риску подчиненных в надежде, что те вывезут, все обойдется. И в большинстве случаев не ошибаются. Но бывает и по-другому…

Не ручаюсь, что произносил именно эти слова, в волнении и запале они могли быть и другими. Но по смыслу всё точно. Закончил говорить в полной тишине. Трудно поверить, но никто не только меня не перебил, но даже после всего сказанного мной, никто ничего не сказал. Балтин, (а он ведь тоже был Героем Советского Союза!) сделал вид, что ничего не произошло, закрыл совещание, любезно попрощался со всеми за руку, включая меня. Но я был уверен, что с этого дня между нами «пробежала черная кошка». Иначе быть просто не могло.

(И вот только сейчас, когда пишу эти строки, подумал – а не о «К-223» говорил тогда Балтин? Ведь – новый крейсер, ответственное задание – переход на ТОФ подо льдами Северного ледовитого. Похоже, что да, его они готовили. И вот именно на нем во время перехода, адмирал Матушкин ругался последними словами по поводу готовности экипажа к выполнению столь ответственного задания. Интересно, а что было бы, если бы там не было Матушкина с целым штабом? И, после его ухода на ледокол, кое-кого другого? Жаль, что тогда такая мысль не пришла мне в голову. Можно было бы рассказать комиссии, как тогда на СФ подготовили корабль и экипаж к выполнению ответственного задания, и насколько прав был Анатолий Горбачев).