От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.09.2018 09:02:21 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

У маршала Москаленко тоже есть мысли по "реорганизации Рабкрина"

Сразу отмечу, что в вопросе о начальном периоде атомной войны я считал так же: воевать будут только существующие полнокровные соединения мирного времени, т.к. мобилизация по факту срывается.

Письмо К.С. Москаленко Н.С. Хрущеву о некоторых соображениях по военным вопросам

№251
не ранее конца сентя6ря 1959 г.*

Сов. секретно

Экз. №

Дорогой НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ!

За последнее время в результате Вашей исторической поездки в Соединенные Штаты Америки и выдающихся успехов в проделанной Вами работе напряженность в международной обстановке несколько уменьшилась. Но это не означает для нас, военных, чтобы ослабить боеспособность и боеготовность, а наоборот, еще сильнее крепить оборону нашей страны.

В силу этого мне хотелось поделиться мыслями и доложить Вам некоторые соображения по военным вопросам.

В настоящее время происходит дальнейшее и усиленное внедрение атомного, водородного оружия, ракет различного назначения и авиации как в Вооруженные Силы Советского Союза, так и наших вероятных противников, в будущей войне увеличилась возможность в нанесении внезапных ударов этими средствами, возросли масштабы вооруженной борьбы, и в целом война будет более опустошительной, чем прошлые войны.

Захват стратегической инициативы в начальный период войны, и в первую очередь «атомной инициативы», может привести к подрыву военного потенциала страны, уничтожению большей части вооруженных сил, населения, важнейших промышленно-экономических районов и моральному подавлению государства.

Изменились те времена, когда такие факторы, как обширность территорий, удаление ее от враждующих государств, позволяли создавать благоприятные условия для перевода и рассредоточения экономики в глубоком теперь нет или почти нет таких районов, которые не поражались бы ударами межконтинентальных ракет и бомбардировочной авиации дальнего действия.

Поэтому сейчас все расчеты на ведение войны следует строить на внезапное и одновременное поражение военных объектов и наиболее важных экономических и политических центров наших врагов.

Данные военной печати, развитие всевозможных средств вооруженной борьбы западных государств и в первую очередь США, Англии и Западной Германии говорят о том, что они усиленно готовятся к будущей войне, но в более широком масштабе, чем это было в прошлых войнах.

Планируя и готовя новую войну, наши противники делают расчеты на внезапное нападение и на молниеносную войну с применением средств массового поражения в самых больших масштабах. Свою военную доктрину они обосновывают тем, что ни одна страна, даже самая развитая в экономическом отношении, хорошо оснащенная современными средствами вооружения, не выдержит длительного удара, тем более если она первой будет подвержена удару средств массового поражения.
___________
* Датируется по поездке Н.С. Хрущева в США.


В зависимости от складывающейся военно-политической обстановки угрожаемого периода может и не быть.

Поэтому при всех обстоятельствах мы должны исходить из того, чтобы не повторить 1941 год, упредить противника и нанести первыми такие удары по базам атомного оружия, средствам его доставки, важнейшим группировкам войск и основным административно-экономическим и политическим центрам на всю глубину его территории с тем, чтобы быстро и с наименьшими потерями разделаться с ним.

Для этого у нас есть все необходимое. За последние годы БЛАГОДАРЯ ОГРОМНЫМ ВАШИМ ЛИЧНЫМ УСИЛИЯМ, ПРЕЗИДИУМА ЦК, ПРАВИТЕЛЬСТВА, наших конструкторов и ученых, нашего народа многое сделано и делается в укреплении могущества государства и наших Вооруженных Сил.

Все это радует не только нас, но и все прогрессивное человечество.

Одновременно наши успехи озлобили, вызывают бешеную ненависть у наших врагов. Конфликта нет только благодаря прогрессивным людям на земле и в первую очередь благодаря Вам, Вашим титаническим усилиям в борьбе за мир.

Чтобы не допустить внезапного нападения агрессора на нашу Родину, сорвать его первоначальный удар, мы должны сейчас, то есть в мирное время, стратегическую авиацию и в первую очередь ракеты стратегического и оперативного назначения нацелить на те основные и запасные объекты, которые они должны будут уничтожить с началом военных действий.

Вами своевременно было указано и подчеркнуто, что главную решающую роль в будущей войне, в доставке атомных и водородных боеприпасов к целям будут играть ракеты стратегического назначения, т. е. межконтинентальные и баллистические ракеты. Сейчас это положение воспринято у нас, военных руководителей, как наиболее правильное, современное, заглядывающее далеко вперед.

В этой связи считаю нужным доложить Вам, что организационная структура этого вида оружия должна отвечать той роли, которая предназначается стратегическим ракетам. А именно: нужно создать Главный Штаб этого нового вида Вооруженных Сил. Возглавить командование этим стратегическим оружием должен один из Первых Заместителей Министра Обороны (общевойсковой), который будет подчинен Вам как главе государства, Председателю Комитета обороны и Министру Обороны.

Управление во главе с т. Неделиным должно заниматься технической разработкой, улучшением качества атомного и ракетного оружия, снабжением войск и т. д. А Главный Штаб должен непрерывно изучать противника, его объекты и вероятные цели, размещение промышленных объектов и политических центров и т. д. и своевременно нацеливать свои ракеты, обучать войска и готовить их для применения нового оружия. Все ракеты оперативно-стратегического назначения с дальностью от 1 000 км до 8-9 тысяч и более должны быть в ведении этого Главкома. Ракеты же оперативно-тактического назначения с дальностью менее 1 000 км подчинить Главкому сухопутных войск. Морские и авиационные ракеты должны быть в ведении соответствующих командующих.

Я ставлю этот вопрос потому, что по мере рождения нового рода войск рождались и штабы с их начальниками. Так было с ВВС, так было с БТ и МВ, с ПВО и т.д.

Решение этого вопроса упорядочит у нас ракетный вопрос.

Второе: Крупным недостатком в боевой готовности наших вооруженных сил является отсутствие на вооружении новых образцов оружия непосредственно в войсках.

В силу быстрого развития техники многие образцы новейшего оружия из-за долгого их испытания, медленного освоения промышленностью не доходят своевременно до войск. Таким образом, создалось положение, в силу которого до сего времени войска не вооружены атомной артиллерией и необходимой ракетной техникой, танками с реактивным вооружением, современными средствами управления — телевизионными установками, засекречивающей аппаратурой, инженерной техникой, способной в короткие сроки создавать мощные инженерные сооружения и заграждения.

Все мы не против испытаний новой техники, нет. Мы за испытания, за поиски нового, но и нужно быстрее вооружать войска новыми видами вооружения, нужно двигать технику вперед, смелее осваивать новые образцы.

В войсках должен быть определенный комплект нового вооружения, с которым нам, возможно, придется вступить в войну.

Вот эти обстоятельства и заставляют меня поставить вопрос по организации войск и оснащению армии новым оружием.

Недостатки в организации войск и боевой техники

Существующая организация войск в нашей армии не в полной мере отвечает требованиям ведения современного боя и операции.

1. Мотострелковая дивизия является громоздкой по наличию личного состава и боевой техники (сейчас дивизия по штатам военного времени имеет 12 894 человека), она не имеет своих средств применения атомного оружия, не имеет зенитной ракетной техники, но в то же время сильно перенасыщена ствольной артиллерией, что в значительной степени снижает ее подвижность и боевые возможности.

2. Существующая в армии артиллерия в основном ствольная с дальностью ведения огня 12-30 км и сравнительно с малой скорострельностью; сами артиллерийские системы громоздки и не отвечают в полной мере основному требованию — создания превосходства в огневом ударе в короткие сроки.

Взять хотя бы, к примеру, Московский военный округ, в котором имеются две артиллерийские дивизии и две артиллерийские бригады БМ и ОМ. Такие же соединения имеются и в других округах.

Артиллерийские системы этих дивизий и бригад очень громоздкие, малоподвижные, с низкой скорострельностью, в то же время требуют затраты большого количества личного состава. Вследствие этого при современных темпах операций такие системы в ходе боя, как правило, будут отставать от войск, не обеспечат необходимых темпов наступления.

Спрашивается, нужна ли такая артиллерия? Мне кажется нет, и нужно ее заменить реактивной, более совершенной, отвечающей требованиям современной войны.

3. Очень медленно внедряется у нас тяжелая реактивная артиллерия, а существующие образцы имеют дальность ведения огня в пределах 20 км и только отдельные образцы до 50 км.

Такое положение нас не может удовлетворить.

Если учесть, что в ряде случаев, особенно в начальный период войны, основная группировка войск противника как в исходном положении для наступления, так и в обороне будет сосредоточиваться в глубине на удалении 30-60 км от переднего края, выходит, что наша артиллерия становится бессильна, а мы на нее делаем расчет.

Это очень большой недостаток. Нужно настойчивее и в более быстрых темпах развивать и внедрять реактивную артиллерию с дальностью действия огня 80-120 км.

Очень медленно решается вопрос вооружения войск зенитной ракетной техникой. Продолжается увлечение обычной зенитной артиллерией, что не отвечает требованиям борьбы со скоростными самолетами и беспилотными средствами.

4. Одним из факторов, отрицательно влияющих на состояние боевой готовности наших вооруженных сил, является наличие в составе сухопутных войск большого количества скадрованных трехтысячного состава дивизий. Эти дивизии в силу своей малочисленности представляют слабобоеспособные соединения, на отмобилизование их потребуется не менее 7-9 суток, а некоторых и более. Вследствие чего мы можем оказаться в таком положении, когда будем иметь недостаточное количество полнокровных боеспособных дивизий, что может привести к невыгодному для нас положению с началом войны. Правда в последнее время часть этих дивизий сокращается, но не переводится на полнокровный состав.

На мой взгляд, более целесообразно было бы в составе сухопутных войск иметь лучше меньшее количество, но боеспособных дивизий 8-10-тысячного состава, такие дивизии вполне обеспечат успешное выполнение поставленных задач с началом войны.

Некоторое количество полнокровных дивизий необходимо располагать в глубине нашей территории по меридианам промышленности: МОСКВА; ВОЛГА; УРАЛ в готовности для борьбы с крупными воздушными десантами. Десанты вслед за атомными ударами могут быть высажены с началом войны в целях срыва наших мобилизационных мероприятий.

5. Транспортные средства. Существующие на вооружении боевые и транспортные колесные машины, бронетранспортеры БТР-40, БТР-152 не обладают достаточной проходимостью в условиях бездорожья и не могут обеспечить необходимого темпа продвижения войск. Нам нужны главным образом бронетранспортеры на гусеничном ходу и вездеходные автомашины.

Ведь американцы с 1956 года прекратили производство бронетранспортеров на колесном ходу, последние три года у них бронетранспортеры выпускаются только на гусеничном ходу. Западногерманская промышленность выпускает для своей армии бронетранспортеры только на гусеничном ходу.

Сейчас дивизии автотранспортом обеспечены в пределах 20% к штатам военного времени. Остальной автотранспорт по мобилизации поступает из народного хозяйства.

Проверка опытных отмобилизований показывает, что поставляемый автотранспорт до 75-80% требует обязательного ремонта, необходимые марки машин заменяются другими. Все это влияет на боеспособность войск.

Кроме того, поставка большого количества автотранспорта из народного хозяйства с первых дней войны может сильно нарушить или даже парализовать народное хозяйство в самом начале войны.

В этой связи желательно пересмотреть существующую систему обеспечения автотранспортом армии в сторону увеличения, с содержанием его в дивизиях в пределах 80-85% к штатам военного времени. Остальной некомплект (15-20%) пополняется из народного хозяйства с объявлением мобилизации.

О корпусном звене управления

Опыт проведенных учений показывает, что в ходе ведения операции при наличии в армии 7-8 отдельных дивизий управление и координация боевых действий для командарма — дело сложное.

Если учесть, что кроме этих дивизий армия будет иметь еще 3-5 артиллерийских, инженерных и химических соединений, то устойчивость управления при современных средствах связи теряет свой смысл.

Для того чтобы направить усилия армии для достижения намеченной цели операции, командарм должен более оперативно руководить войсками, а это обеспечивается через корпусное звено. Кроме того, мы не можем гарантировать, что армейское управление не выйдет из строя.

Тогда в этих случаях армия останется без управления, а командир одной из дивизий с малочисленными средствами управления с этой задачей не справится. Все это может привести к пагубным последствиям, в силу чего считаю целесообразным восстановить корпусное звено.

И последнее. Очень желательно и полезно было бы провести совещание ученых и военных деятелей, где бы первые изложили технические возможности современного оружия и в какой плоскости дальше развивать его, а вторые изложили бы, со своей стороны, тактико-технические и оперативно-стратегические требования к современным видам оружия.

Дело в том, что и сейчас имеет место, когда конструкторы того или иного вида вооружения при поддержке своих начальников проталкивают ненужную и даже очень отсталую технику, выдавая ее за новейшую, расходуются бесцельно десятки миллионов рублей на это дело. Поэтому такое совещание под Вашим руководством или хотя бы присутствие Вас и Членов Президиума ЦК очень желательно.

Глубоко и горячо уважающий Вас

К. МОСКАЛЕНКО

АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 278. Л. 59-68. Подлинник

С уважением, Пауль.