От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.04.2018 12:52:48 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Артиллерия; Версия для печати

План нападения на Кронштадт в 1856 году

Приветствую!

После осады Свеаборга в 1855-м стало понятно, что самый главный вопрос был не в русском противодействии, а в неспособности артиллерии союзников вести длительный огонь по сильно укрепленным пунктам.
Собственно, это подтвердил и план Саливана о возможной атаке Кронштадта в навигацию 1856 года, который так и не был реализован (война закончилась), зато всласть раскритикован адмиралами. Краткое содержание плана: поскольку с юга Кронштадт был прикрыт сильными фортами, которых союзники опасались, решено было провести атаку с севера. Там же были свои проблемы. Во-первых, северная протока очень мелководна, во-вторых, между северным берегом и островом Котлин русские поставили бетонные блоки в два ряда, которые полностью перекрывали путь даже малым судам.
Саливан предложил… взорвать бетонные блоки с помощью мелких лодок (в докладе - canoes), нагруженных взрывчатыми веществами. Далее в дело планировали пустить 5 броненосных батарей с 4-дюймовыми железными плитами (отметим, что в результате ввести смогли в строй только 3 батареи), вооруженными 68-фунтовыми длинными бомбическими пушками, с дальностью выстрела в 2500 ярдов.
При этом с дальней дистанции предполагалось форты Кронштадта обстреливать их из линейных кораблей и канонерок (дальняя - это свыше 3300 ярдов), в случае линкоров это предполагало усиленный заряд пороха. Чем это обычно заканчивается – можно посмотреть на примере атаки Свеаборга.
Расстояние между фортами Кронштадта и северным берегом примерно 15 км (6.25 миль), но из-за мелководий пришлось бы прижиматься к Кронштадту, или к северному берегу, где было устроено много русских батарей с 3- и 5-пудовыми мортирами, которые по планам российского Генштаба могли стрелять и прямой наводкой.
Отдельно стоит упомянуть о британских бронированных батареях. По настоянию Грэхэма в сентябре 1856 года (после войны) были проведены эксперименты по обстрелу 2.9-метрового квадратного щита, имитировавшего борт такой батареи, обшитого четырьмя 11-сантиметровыми железными плитами на 10-сантиметровой деревянной подложке. Уже пост-фактум были выяснены довольно неприятные вещи. Но обо всем по порядку.
Первый опыт – 10 выстрелов ядрами из 32-фунтовой пушки с зарядом в 10 фунтов пороха. Щит выдержал это испытание без значительного ущерба, слетело только две клепки.
Второй опыт – два выстрела из 68-фунтовки по цели с расстояния в 700 ярдов. Как результат – одна из железных плит треснула.
Третий опыт – обстрел из 68-фунтовой пушки щита с расстояния в 400 ярдов. Произведено семь выстрелов. Почти все пластины повреждены, лопнувшая пластина пробита насквозь.
Но! Дело в том, что британские броненосные батареи были заложены еще 4 октября 1854 года, и толщина железного пояса там варьировалась от 2.75 до 4 дюймов (не удалось создать ровную броню одинаковой толщины). Таким образом, можно утверждать, что британские батареи на дальности в 700-800 ярдов были уязвимы от огня русских 68-фунтовых и 3-пудовых пушек, а на расстоянии в 400-500 ярдов – и от огня русских 36- и 48-фунтовок. Кроме того, частью железные пластины крепились… на деревянные шпонки. Как вы понимаете, при гипотетическом бою с русскими береговыми батареями железные плиты при таком способе крепления слетали бы довольно быстро. Если же увеличить защиту – то скорость хода батарей из-за возрастания массы упала бы довольно сильно (с 5 до 2 узлов), поскольку на них поставили малосильный паровой двигатель с мощностью в 520 лошадиных сил.
При гипотетической атаке Кронштадта не стоило бы сбрасывать со счетов и русские канонерки, вооруженные 3-пудовыми бомбовыми пушками, да и деревянные линейные корабли с 36- и 48-фунтовками. Кроме того, на батареях Кронштадта стояли не только 68-фунтовки, но и экспериментальные орудия Маиевского и 60-фунтовки Баумгартена, с дальностью уже до 4000 ярдов.
Ну и самое главное - прорыв малых кораблей северным фарватером, если он и был бы возможен, купировался русскими паровыми канонерками в количестве 82 штук, а так же минными заграждениями. А вот поддержать свой москитный флот английские линкоры и самоходные батареи не могли - слишком мелководно.
Собственно, проблема «флот против берега» до конца Крымской так и не была решена.
Грубо говоря, стены держались гораздо больше, чем пушки. И Дандас заговорил… о газовой атаке «судами-вонючками» Кокрейна в навигацию 1856 года при атаке русских крепостей на Балтике. Тем самым признав, что в чисто военное решение проблемы «флот против берега» он не верит.
Имеется ввиду предложение, сделанное в марте 1855 года в Адмиралтействе, когда 79-летний Томас Кокрейн, предложил - а давайте против русского флота использовать «суда-вонючки» (stink ships)! Престарелые адмиралы воззрились на смутьяна и попросили объяснить, что он имеет в виду? Кокрейн объяснил - мелкое паровое судно загружается бочками с дегтем, смешанным с серой и нефтью, и идет внутрь вражеской гавани. Смесь через дыры постепенно выливаются в море во время хода, на половине пути, заклинив руль, команда покидает кораблик и взводит часовой механизм. Корабль же, пройдя еще вперед, поджигает нефть калием, и взрывается. Смесь дегтя и серы дает большие клубы дыма и вызывает удушье у людей. И после такое атаки мы просто входим в Севастополь или Кронштадт, считаем русские трупы и захватываем город с моря!
Адмиралы покачали головами, и сказали, что такое оружие слишком опасно. А вдруг нефть разольется и дойдет до наших кораблей? А вдруг изменится ветер, и удушливый газ накроет наши корабли?
Кокрейн не унывал, он обратился со своим предложением к премьер-министру Пальмерстону, и тому идея понравилась. Но, сказал Пальмерстон, денег в бюджете нет, поэтому если вы сможете привлечь под свой проект частных инвесторов - не вопрос. Кохрейн инвесторов нашел.
Первые опыты, проведенные в мае 1855 года, внушили оптимизм, и план Кокрейна был принят, начали готовить «суда-вонючки». Они были готовы в сентябре 1855-го, однако к этому времени Севастополь уже пал, навигация на Балтике закончилась, и их использование не потребовалось.
В общем-то, получалась, что пока Россия неуязвима на Балтике, соответственно ни о какой скорой победе речи не шло.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота