От HorNet Ответить на сообщение
К Романов
Дата 26.03.2018 08:49:08 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

По американской модели он считал, но тут вопрос - что считать подготовкой?


>Сомнений нет, времени на подготовку офицера уходит много, однако для нашей армии, если считать все время, наверно будет больше.

Хантингтон далее в этой книге (Soldier And the State, "Солдат и государство") тщательно разводит понятия "образование", education, и "подготовка", training. Для него, выросшего в условиях, когда американские военные академии (военные училища на наш взгляд)только-только стали выдавать дипломы тогдашнего колледжского образца (даже не университетского - в начале 1930-х это произошло впервые, и это был всего лишь безмажорный BS - специализации никакой, общее высшее образование), а до этого 3.5 - 3.8 лет в, например, военно-морской академии в Аннаполисе с его точки зрения, и с точки зрения действительно образованной Америки а-ля лига Плюща, считались чем-то вроде trade school - среднее специальное образование. Даже Вест Пойнт, образованный в 1802 как училище стройбата (Хантингтон специально описывает его начальный профиль как Civil Eng, то есть строительство и фортификация, отвечая на вопрос о том, отчего это самые успешные операции амеровой Гражданской войны были вытянуты вдоль железных дорог - потому что генералы-выпускники Вест Пойнта с обоих сторон гораздо лучше знали как строить и эксплуатировать д/ж, чем как воевать вокруг них), какой-то особенной архитектурной подготовки или топологической, скажем - не давал. Когда Хантингтон пишет о подготовке, он имеет ввиду именно training, а не education, но уже в его годы оторвать одно от другого было довольно сложно.
Не будем забывать, что "образование" американского офицера и тогда и сейчас обязательно включает полный курс postgraduate в каком-нибудь гражданском универе или колледже где-то на уровне О-4/О-5 (майор/подполковник), полный курс университетской дисциплины, который офицер посещает в гражданской одежде, разместив в этом городе, который может не иметь никакой связи с его видом ВС, семью, т.е. ничем. кроме возраста, не отличаясь от обычных студентов - всё это за счет ВС.
Не будем забывать также, что количество всяких тактических курсов, которые длятся от двух до 28 недель, тоже очень велико. Например, стандартный выпускник Вест Пойнта 1961 года, соизмеримо со временем написания цитируемого текста (1955), проходил вот такой путь (цифрами учебное время, прописью служебное):
- 4 года WP, BS без Major'а, 2-й лейтенант, сразу вслед за этим:
- 24 недели подготовки по специальности (Platoon Leader, или артиллерия, или танки, связи и пр. - что-то одно, но далее не примере чистого пехотинца) сразу вслед за этим:
- 28 недель Ranger School, на выходе - 1-й лейтенант, а ведь офицер еще не приступал к исполнению обязанностей в войсках. То есть тут видно, что это на самом деле не четыре года от поступления до готового к службе в частях лейтенанта, а более пяти, далее:
- Год-два в должности командира взвода; здесь тактические курсы по взаимодействию с авиацией (4 недели), по медицинской эвакуации (2), по вертолётным тактическим десантам (т.н. эгресс и ингресс - сначала преподается эвакуация подразделения силами тактического вертолетного транспорта, затем, наоборот, высадка - в таком порядке - всего 8 недель) - то есть как мы видим, за время командования взводом подготовка офицера продолжается все время и оканчивается получением О-3, капитана
- Два года командования ротой, штабные курсы (6 недель), на которых офицер получает представление о работе штаба батальона, полка, бригады; если на этом этапе офицера отбирают на языковые курсы, то он 24 недели проводит на них, и так далее. Затем получение майора;
- Год офицером штаба батальона или тактическим инструктором в Вест-Пойнте, или на военной кафедре (ROTC) к-л ВУЗа; считаетс, что за этот год офицер должен определиться с тем, какое образование из возможного диапазона (Гарвард MBA за счет ВС тебе предложат только если ты ох..ительный специалист по логистике, скажем, развертывания пехотной дивизии и все твои Evaluation Reports это подтверждают), обычно предложения поскромнее, и вот затем
- Полный постгрэдьюэйт курс колледжа или универа, 2 года, получение подполковника.
- Назначение командиром батальона или в штаб дивизии, тоже 2 года. На этом этапе офицер выбирает себе иностранное или национальное учебное заведение военного профиля уровня АГШ, на 1 год. В штатах это NWC, AWC и так далее - тот или иной War College. По окончанию этого заведения образование офицера завершается, в общем случае, а вот подготовка - нет.
Давай Серёж посчитаем.
Образование в годах до полковника включительно: 4+2+1 - 7 лет; результат - научный магистрат и высшее военное образование;
Подготовка в неделях до майора включительно: ~ 100, т.е. примерно два года из шести, грубо это и есть 30% всего служебного времени; результат - относительно профессиональный комбат. Обрати внимание пожалуйста, что специфика training'а по крайней мере до майора по сей день не содержит намёков на т.н. "оперативное искусство", оставаясь чисто тактическим и затем сразу прыгая на уровень стратегии. Мои разговоры с профессором Аннаполиса ясно дают понять, что они считают наше оперативное искусство именно что искусственным сочинением, одним из, направленным скорее на то, чтобы гражданским лицам, контролирующим деятельность военных, было малопонятно чем они там занимаются. Но это так, отступление. Вот тебе грубые цифры общего армейского случая, глубже не нырял. Если есть желание посчитать детальнее - про флот можем детальнее, во всяком случае на примере пилотов и штурманов палубной авиации можно высчитать до дня, благо там знакомых хватает.