От Prepod Ответить на сообщение
К Booker Ответить по почте
Дата 03.11.2016 15:25:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; Версия для печати

Re: При всём...


>>Как бы цинично это не звучало, но репрессии 1937-1938 гг. в СССР объективно выбили как большинство реальных/потенциальных "инициативников" (за их антисоветские настроения), так и лиц, репрессированных за то, что имели несанкционированные (НКВД) контакты с иностранцами.
>Это утверждение, имхо, равносильно по степени аргументированности следующему: "репрессии 1937-1938 гг. в СССР объективно породили огромное число коллаборационистов во время Великой отечественной войны".
ИМХО аналогия все же натянута, хотя бы потому, что "огромное количество коллаборационистов" породили не репрессии тех лет, а более поздняя репрессивная политика СССР на новых территориях и более ранняя политика коллективизации. При этом на трудность работы в СССР ссылаются буквально все, кто хоть что-то об этом написал, и нет оснований считать эти сетования самооправданием неудачников.
>При этом совершенно не факт, что хоть как-то была задета действующая шпионская сеть (гипотетическая). Ибо вряд ли её участники хоть как-то демонстрировали нелояльность к советской власти и выделялись на общем фоне.
ИМХО вопрос диалектический. Вербовка граждан СССР иностранными разведками была объективно затруднена. Как вербовать-то? Вариантов не богато: 1. вербовать совгражданина за границей, 2. поиск внутри СССР потенциально недовольных элементов, которые теоретически пойдут на вербовку, как вариант - использование уголовников, 3. вербовка внутри СССР классическими способами, лиц, которые общаются с иностранцами по профессиональной необходимости.
Во втором и третьем случае фигурант засветится и на него с высокой вероятностью заведут дело оперучета, то есть он попадет под операции 37-38 годов, в первом также есть большая вероятность репрессирования. Использование уголовников вообще малоперспективная тема - разницу между парой лет за классическую уголовку, вероятной вышкой или десяткой по постановлению от 7 августа 32 года и сильно вероятной вышкой по 58 статье не осознать трудно. Малейшее подозрение на политику и все, информатор получает плюшки, дело идет из РКМ в иные сферы, где доказательствами сильно не заморачиваются и судят не открытым процессом, поэтому да, "советская малина врагу сказала нет".
Ну и как в таких нечеловеческих условиях шпиенить против первого государства рабочих и крестьян?
И еще, до 37 года нелояльная советской власти публика не боялась показывать свое отношение к советским порядкам, за что при случае регулярно отгребала от советского общества в лице инициативных комсомольцев и профсоюзников и пр., ну и по административной линии (третирование по месту работы и учебы, увольнение, отчисление, запреты на профессию и получение образования), но жизни и свободе практически ничего не угрожало.
То есть я в целом согласен, что утверждение о выбивании агентуры требует документального подтверждения, но трудности в деятельности иностранных разведок операции 37-38 годов создали вполне объективно.