От Рядовой-К Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.10.2016 17:39:40 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

К вопросу о подготовка советских лётных кадров 1921-41 уроки и выводы

http://militaryarticle.ru/nauka-i-voennaya-bezopasnost/2005/11921-podgotovka-sovetskih-ljotnyh-kadrov-v-sisteme

Подготовка советских лётных кадров в системе военного образования в период 1921 - 1941 гг. выводы и уроки

«Наука и военная безопасность», № 2, 2005 г., с. 57-60

Подготовка советских лётных кадров в системе военного образования в период 1921 - 1941 гг.: выводы и уроки

Полковник Ю.А. КАКОШКО,

начальник авиационного факультета

Военной академии Республики Беларусь

В год 60-летия Великой Победы анализ развития советской военной авиации в довоенный период 1921 - 1941 гг. приобретает особый смысл. Результаты боевых действий авиации в начальный период войны являлись самым объективным "индикатором достижений" мирного времени. Причины успехов и неудач военной авиации были обусловлены ее довоенным развитием.

Известно, что боевые возможности военной авиации как сложной системы определяются взаимодействием трех основных авиационных подсистем: управления войсками, авиационной техники и подготовки кадров. Основным принципом этого взаимодействия является принцип слабого звена. История свидетельствует, что часто слабым звеном авиационной системы выступал среднестатистический строевой летчик или штурман (далее - летные кадры). По уровню профессиональной подготовки многие экипажи оказались не готовы в реальных условиях войны выполнять задачи по предназначению, полностью использовать боевые возможности самолетов. Решения вышестоящих командиров не всегда реализовывались, эффективность применения авиации значительно снижалась.

В настоящее время научный интерес к подготовке летных кадров не случаен. Академик В.А. Пономаренко отмечает: «Подсчитано, что прирост военного потенциала на 1% за счет "человеческого потенциала" обходится государству примерно в 100 раз дешевле, чем за счет совершенствования оружия и военной техники» [1,4]. Подготовка летных кадров осуществляется в рамках двух диалектически взаимосвязанных систем, реализующих непрерывный учебно-воспитательный процесс: военного образования (СВО) - в вузах и боевой подготовки (СБП) - в воинских частях. С одной стороны, главной признается СБП, с другой стороны, качественная СВО есть необходимое условие качественной СБП. Эффективность СБП в значительной степени обусловлена СВО, так как курсант, плохо отобранный и подготовленный в СВО, в дальнейшем хорошим летчиком не будет. СБП не компенсирует серьезных нарушений научно обоснованных технологий отбора, обучения и воспитания летных кадров в СВО.

Важнейшим принципом проектирования образовательных систем является принцип научного прогнозирования, базирующийся на ранее накопленном опыте. Его перенос в современность предполагает изучение образовательных феноменов во взаимосвязи с историческими условиями. Как отмечает В.М. Зарецкий, переоценка прошлого опыта не менее опасна, чем его недооценка, и именно история способствует «выработке у авиационного командира правильных взглядов на многие вопросы современной действительности с учетом уроков прошедших войн» [2,15 -19]. Уроки предполагают ответ на вопрос не только "как это было?", но и "почему было именно так?". Без этого прошлый опыт не может служить доказательной базой целесообразности решений, предлагаемых при проектировании национальной системы подготовки летных кадров.

В целях обобщения довоенного опыта подготовки летных кадров в СВО проведен анализ трех исторических этапов развития отечественной авиации (1921 -1928 гг., 1929 - 1937гг., 1938 - июнь 1941 гг.). Он позволяет сформулировать ряд выводов и исторических уроков, актуальных в настоящее время.

В период 1921 - 1928 гг. основными факторами развития СВО являлись опыт и уроки боевых действий авиации в годы Первой мировой войны и иностранной интервенции. Военная авиация не оказала существенного влияния на результаты боев, однако война ускорила качественное развитие самой авиации. ПК. Жуков писал: «Создание отечественной авиации... удалось с самого начала превратить во всенародное дело [3,105]. К решению задачи подготовки кадров были привлечены значительные силы и средства. На 1.10.1925 г. вузы ВВС составляли 42,6 % штатной численности ВВС [4, 65]. Общее руководство подготовкой летных кадров было возложено на учебный отдел Главного управления Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота (с 1924 г. Управление Военно-Воздушных Сил) [5, 12]. Общество друзей Воздушного Флота развернуло всенародную кампанию по пропаганде авиации среди населения, развитию массового авиамодельного и планерного спорта, организации агитперелетов, изданию журнала «Самолет» [6, 51].

В целях улучшения уровня преподавательского, инструкторского и руководящего составов всех летных учебных заведений аттестационными комиссиями военных округов было проведено обследование профессиональной пригодности обучающих. Были объединены специализированные летные школы: сухопутные, морские, летчиков-наблюдателей. В учебном процессе использовался образовательный потенциал других учебных заведений. Укрупнение летных школ позволило более рационально . использовать потенциал их преподавателей и инструкторов, учебно-материальную базу и выделяемые ресурсы.

Непрерывная подготовка летных кадров в СВО обеспечивалась учебными заведениями четырех уровней профессиональной подготовки, взаимосвязанных целями и содержанием обучения. Обучение осуществлялось: в военно-теоретических школах, школах летчиков и летчиков-наблюдателей, школах высшего пилотажа и боевого применения, на курсах начальствующего состава и командиров авиачастей Академии Воздушного Флота РККА.

Единая для всех авиашкол методика обучения курсантов по планам, интегрированным с планами боевой подготовки строевых частей, обеспечивала взаимосвязь СВО и СБП. Систематические конференции руководящего состава авиационных школ способствовали обобщению и распространению передового опыта обучения и воспитания. Парк авиашкол постепенно обновлялся новейшими боевыми самолетами отечественного производства. Общий налет курсантов был увеличен с 20 до 50 часов, что для простой в эксплуатации авиационной техники было достаточно. С 1922 г. в подготовке летных кадров начинают применяться тренажеры отечественной разработки. Однако промышленное отечественное авиатренажеростроение было не развито вплоть до наступления эры реактивной авиации. Для подготовки командных летных кадров в 1923 г. в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского был создан командный факультет, а в 1927 г. - курсы переподготовки командиров авиачастей [7, 32 - 36; 8, 25 - 28, 65; 5,12 - 13; 9,146].

Регулярные выпуски летных школ позволили почти полностью обновить летные кадры, улучшить их профессиональную выучку и повысить боеготовность строевых частей. К 1928 году более 90 % летчиков и летчиков-наблюдателей являлись выпускниками 11 советских летных школ. Привлечение в них военнослужащих авиачастей, выпускников школ других родов войск, планомерные наборы гражданской молодежи, в том числе женщин, наборы с 1926 г. через Авиахим позволили значительно улучшить систему комплектования летных учебных заведений переменным составом [4, 27 - 28; 5,14].

К1928 г. сложилась трехэтапная модель подготовки летных кадров с разделением теоретической, начальной и базовой летной подготовки: теоретическое обучение в военно-теоретической школе, освоение учебного самолета в летной школе, освоение боевого самолета в школе высшего пилотажа и боевого применения. По прибытии в строевую часть выпускники сразу включались в процесс боевой подготовки. Узкая специализация учебных заведений и освоение боевой техники в СВО способствовали повышению качества и сокращению сроков подготовки летных кадров до боеготового уровня [10, 62].

Таким образом, в период 1921 -1928 гг. были заложены основы непрерывной функциональной СВО летных кадров, системообразующим фактором которой являлся достигнутый результат. К концу периода СВО позволяла полностью удовлетворять потребность в летчиках отечественной военной авиации, имевшей в своем составе 1394 самолета [3,107].

В период 1929 -1937 гг. СВО летных кадров получила дальнейшее развитие с принятием в июле 1929 году постановления ЦК партии «О состоянии обороны СССР» и утверждением Реввоенсоветом СССР в 1930 г. программы создания новых самолетов для различных родов авиации [3,115; 6,167].

Однако в этот период в развитии авиации и ее СВО начал проявляться приоритет количественных показателей над качественными при недостаточном внимании к реальному уровню подготовки строевых летных кадров. Была поставлена задача превзойти ближайших противников вместе взятых по численности военных самолетов. Нарком авиапрома М.М. Коганович в выступлении на XVIII съезде ВКП(б) отмечал: «Объем производства с 1933 по 1938 год возрос в 5,5 раза... Мы и впредь будем бороться за увеличение количества, улучшение качества, удешевление стоимости наших машин, с тем, чтобы наши летчики летали выше, дальше и быстрее всех в мире. Первенство авиации должно быть твердо и навсегда закреплено за нами» [6,175].

В реальности такая "борьба" трансформировалась в погоню за рекордами, отсутствие критического анализа реального состояния строевых частей боевой авиации, в том числе уровня подготовки летных кадров. Как вспоминал А.С. Яковлев: «Эти выступления... не вполне соответствовали истинному положению вещей с нашей боевой авиацией... Огромные достижения в области авиации вызывали не только естественное чувство гордости, но и порождали кое у кого самоуспокоение. Создавалась атмосфера уверенности в том, что не только наша спортивная, но и боевая авиация прочно держит мировое первенство. Истинное положение дел определилось в период испанских событий» [6, 175].

В 30-е годы ВВС из оружия вспомогательного назначения превращались в самостоятельный вид войск. Создавались корпуса и армии тяжелой авиации. Это обусловило увеличение количества летных учебных заведений (с 11 - в 1928 г. до 18 в 1937 г.), их емкости и пропускной способности (3572 курсанта в 1931 г., 9201 - в 1937 г.). Была существенно улучшена подготовка командных кадров ВВС среднего и высшего звена управления [5, 15 - 16]. С 1931 г. они начали готовиться в Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе. В Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского были созданы новые факультеты: оперативный (1934 г.), штурманский и заочный (1937 г.). В целях ревизии укомплектованности ВВС в 1933 г. проводилась перепись летно-технического состава.

Была существенно укреплена учебно-материальная база летных школ, созданы современные для того времени учебные классы, лаборатории, мастерские, значительно увеличен самолетный парк, с 455 самолетов в 1929 г. до 3007 - в 1937 г. Совершенствовалась нормативная правовая и методическая база СВО летных кадров. В 1933 г. введена «Система подготовки летно-технических кадров», устанавливающая единые учебные планы, программы и сроки обучения курсантов, а в 1934 г. - первый «Курс учебно-летной подготовки» (КУЛП-34) [4, 28 - 31; 5,15 - 16].

Одной из задач СВО летных кадров было обучение общевойсковых командиров, в чьем подчинении находились авиационные части. Считалось, что реализуемость их решений на применение авиации существенно зависит не только от знания ими оперативного искусства, тактики, основ боевого применения авиации ВВС, но и от специфики летного обучения и деятельности. Так, в пособии для общевойсковых командиров, изданном в 1937 г., детально разъяснялись специфика и трудности летного труда, распределение обязанностей в летном экипаже, профессиональная вредность летной работы, допустимое нормирование летной нагрузки на день, неделю, месяц по родам авиации. Затратность и длительность обучения, значительные сложности, связанные с подготовкой летных кадров, признавались особенностью СВО ВВС. Отмечалось, что в авиации «трудность комплектования и формирования, обусловленная разнообразием специальностей... и сложностью обучения летному делу и специальностям. .. требует особо бережного отношения к применению Воздушного Флота как боевого средства, чрезвычайно эффективного, но трудно восстанавливаемого» [14, 37 - 48, 51].

В этот период в авиационном мире, особенно в Германии и США, значительное внимание уделялось исследованиям в области инженерной авиационной психологии. Результаты явились теоретическим фундаментом авиационной педагогики и обусловили появление в середине 30-х годов в США новой отрасли авиационной промышленности - тренажеростроения. Позднее, во время войны, подготовка летного состава ВВС США и Великобритании с использованием тренажеров показала высокую эффективность. Однако отечественная авиационная психология существенного развития в предвоенные годы не получила. К концу 30-х годов постановлением , ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" психологические исследования в СССР были в основном свернуты. Это обусловило недооценку в теории и практике подготовки летных кадров в летных школах, роли ; технических средств обучения, в том числе тренажеров. Многочисленные импортные тренажеры - кабины Линка использовались в авиационных частях дальней авиации в основном для тренировки в приборных полетах [7,35; 12, 17-21; 13; 15,16].

Известно, что эффективность любой организации, в том числе боевой авиации, ее СВО в значительной степени зависит от эффективности работы органов управления. Наиболее широкомасштабные преобразования ВВС, в том числе и СВО летных кадров, были осуществлены под руководством начальника ВВС Я.И. Алксниса. «При нем осуществилась и четко определилась организация подготовки кадров, от начальников авиашкол до специальных и высших учебных заведений. Все было приведено в стройную систему», - писал М.М. Громов [16,199].

Вместе с тем сложились условия, при которых причины недостатков в подготовке летных кадров в СВО виделись не в ее дефектах, управлении ею, а в недостаточном усердии конкретных исполнителей. «Повышение требовательности» к исполнителям без учета объективных законов летного обучения, сложившихся условий и обстоятельств стало считаться панацеей от всех бед. Кадровые чистки, недальновидное отношение к опытным летным командным кадрам, инструкторам, преподавателям снизили эффективность управления ВВС, что отразилось на состоянии ее СВО. В 1937 году в результате увольнений, репрессий из состава ВВС было выбито несколько слоев опытных командных кадров от эскадрильи до высшего руководства. К началу войны среди командующих округами, командиров соединений, полков и эскадрилий 46,5 % служили в своих должностях менее шести месяцев; 21,2 % - до одного года, 21,6 % - до двух лет и лишь 10,7 % - более двух лет [5, 21;18, 91].

В кадровой политике в СВО допускались перегибы. При назначении руководителей различного уровня предварительное обучение, объективный конкурс профессиональной компетенции, анализ соответствия знаний и опыта кандидата будущей должности не проводились. Более того, в этих условиях профессиональные знания, опыт и достижения человека часто оборачивались против него. Не обошла эта доля и прогрессивного реформатора Я.И. Алксниса, репрессированного в 1938 году [9, 51].

В период с 1938 г. по июнь 1941 г. развитие СВО летных кадров осуществлялось в условиях жесткого противоречия между экономическими возможностями страны и требованиями к усилению военной авиации, обусловленными нарастанием военной угрозы. В 1939 году было принято решение о строительстве девяти самолетостроительных, семи авиамоторных и семи заводов других отраслей, переоборудованных на выпуск авиационной продукции. В период 01.01.1939 - 22.06.1941 гг. промышленность поставила ВВС 17 745 боевых самолетов, из них 3719 самолетов новых типов. Началась широкомасштабная перестройка СВО летных кадров на военный лад с сохранением тенденции приоритета количества над качеством. Постановлением ЦК ВКП (б) «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» предусматривалось расширение и укрепление военно-учебных заведений ВВС [3, 204- 205]. За последние предвоенные годы количество авиационных училищ и школ увеличилось более чем в 5 раз, а летных с 18 - в 1937 г. до 83 - в середине 1941 г. [И, 10]. К началу войны учреждения СВО летных кадров были представлены Военно-воздушной инженерной академией имени Н.Е.Жуковского, сетью военных летных учебных заведений (школ первоначального обучения, школ пилотов, училищ командиров летчиков, школ стрелков-бомбардиров, высших школ и училищ штурманов), центрами изучения воздушного боя, сетью факультетов, отделений, курсов при других военно-учебных заведениях [4, 32, 66].

В этот период в СВО были реализованы следующие мероприятия:

неспециализированные летные школы были дифференцированы по родам авиации на истребительные, бомбардировочные и штурмовые, что способствовало росту качества профессиональной подготовки летных кадров;

в подготовке летных кадров был использован потенциал аэроклубов Осоавиахима и организаций гражданской авиации, на базе которых были созданы военные школы первоначального обучения;

после проведения экспериментов был осуществлен переход к ускоренному выпуску летных кадров по сокращенным программам обучения военного времени. В дальнейшем боевые действия показали, что это было неправильно;

в конце 1940 г. был отменен принцип добровольности при поступлении в летные школы, началось их комплектование призывниками;

в системе наркоматов просвещения РСФСР и УССР постановлением СНК СССР были созданы 20 специализированных школ ВВС, служивших дополнительным источником комплектования летных школ первоначального обучения. Это позволило улучшить исходный уровень обучаемых и, как следствие, качество выпускников [4, 31-35; 5,17].

Опыт боев в Испании, Китае, Финляндии выявил серьезные упущения в подготовке летных кадров. Сложно согласиться с мнением, что причиной неудач отечественной авиации в этих боях и боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны явилась только техническая слабость самолетов, например, И-15 и И-16 по сравнению с Ме-109Е. Проблемы отечественных ВВС с выпуском самолетов новых типов, с подготовкой грамотных командиров и конкурентных летчиков, всесторонним обеспечением боевых действий были обусловлены в основном управленческими ошибками. Одной из них. являлся "рапортизм" как стремление руководителей различного ранга выдавать желаемое за действительное и подчеркивающее их заслуги видимостью благополучия. Критический анализ реального состояния дел не приветствовался. Так, начальник ВВС РККА Я.В. Смушкевич, взявший на себя смелость провести анализ реального состояния дел, вскрыть причины упущений и предложить ряд мер по их устранению, оказался незащищенным от субъективизма и некомпетентной оценки. В апреле 1941 года «все три командующих ВВС... - А.Д Локтионов (в 37 - 39 годах), Я.В. Смушкевич (39 - 40 годы) и П.В. Рычагов (40 - 41 гг.), как и ряд других крупных авиационных начальников, им сопутствовавших, были сняты с должностей, арестованы, а в октябре расстреляны» [15, 279 -280].

Вместе с тем, изложенные Я.В. Смушкевичем причины низкой профессиональной подготовки летных кадров того времени [17, 32 - 36] могут выступать исторически подтвержденными предостережениями будущим поколениям авиационных реформаторов. Представляется, что, систематизированные и осмысленные, эти причины не потеряли своей актуальности в настоящее время:

низкая эффективность управления, загруженность офицеров второстепенными вопросами, текущей, зачастую бесполезной работой, отсутствие у них условий для повышения профессионального уровня, общего и военного развития;

непродуманная кадровая политика, остаточный принцип комплектования учебных заведений преподавательским и инструкторским составом, отсутствие его связи с войсками, субъективизм в оценке служебной деятельности и результатов при назначениях, обесценивание профессионализма;

некомпетентное вмешательство в деятельность командиров партийных организаций, политотделов, особых отделов, органов прокуратуры, критика командира лицами, которым он не подчинен;

недоученность командного и летного состава по ряду военно-специальных дисциплин, несоответствие программ теоретической и практической подготовки требованиям времени, изменениям в военном деле, слабая степень внедрения в учебный процесс опыта войн;

резкое омоложение командного состава уровня командира звена и эскадрильи, их слабая теоретическая подготовка, низкий авторитет и, как следствие, неспособность организовать интенсивную и ритмичную летную работу, проводить военную подготовку и воинское воспитание;

слабая интенсивность летной работы, малый налет летчиков, упрощения в боевой подготовке под видом борьбы за безопасность полетов;

низкий для летных школ исходный уровень обучаемых, обусловленный низким вступительным конкурсом;

несоответствие срока обучения его целям и задачам;

информационная изолированность авиации, плохая работа по разведке и изучению авиации крупных капиталистических стран.

Вместе с тем СВО, несмотря на резкое увеличение количества самолетов, обеспечила потребность ВВС в летных кадрах. За две предвоенные пятилетки было подготовлено 50 тысяч летчиков и штурманов, что позволило создать кадровый резерв. В марте 1940 года Политбюро ЦК ВКП (б), рассмотрев итоги войны с Финляндией, подвергло систему подготовки кадров острой критике. Была поставлена задача «учиться сегодня тому, что завтра будет нужно на войне... Обучение войск - приблизить к условиям боевой действительности» [3,185]. Однако война не позволила в полной мере осуществить намеченные мероприятия и застигла ВВС в период их широкомасштабной реорганизации, перевооружения и переучивания личного состава.

Можно утверждать, что отечественная авиация вступила в войну, имея 3719 боевых самолетов новых типов при отсутствии для них необходимого количества боеготовых, хорошо натренированных летных кадров, способных в полном объеме реализовать свои боевые возможности. Упущения в управлении войсками при внезапном нападении Германии стоили ВВС СССР около 1200 самолетов, 900 из которых были уничтожены на земле в первый день войны. Однако потери люфтваффе за месяц войны -около 1300 самолетов - заставили относиться к советской авиации как к серьезному противнику [6, 246; 18].

Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов:

1. В военной авиации:

действует приоритет качества над количеством;

взаимодействуют по принципу слабого звена ее основные подсистемы: управления авиацией, техники и вооружения; подготовки кадров; в широком понимании подсистема подготовки кадров определяет эффективность подсистем управления войсками, техники и вооружения;

серьезные дефекты отбора, обучения и воспитания летчика в СВО невозможно компенсировать в СБП;

необходимо обучать грамотно командовать авиацией не только авиационных, но и общевойсковых командиров;

укрупнение летных учебных заведений, включение в СВО гражданских вузов, аэроклубов Авиахим (ДОСААФ) создают предпосылки более рационального использования педагогического потенциала и выделяемых ресурсов страны;

нельзя рассчитывать на качественное решение необеспеченных ресурсами задач;

управленческий принцип «непризнания ошибок» порождает другой - «лучше провалить дело, чем признаться в некомпетентности».

2. В процессе смены поколения фронтовиков летчиками мирного времени в подготовке летных кадров в СВО постепенно нарастают негативные тенденции:

не учитываются уроки прошедших войн;

отсутствует систематическая оценка реального соответствия достигнутых результатов поставленным целям;

выдается желаемое за действительное, мастерство избранных асов - за уровень подготовки строевых летчиков;

допускается пренебрежение профессиональным мнением, некомпетентное вмешательство в деятельность авиационных командиров, пресекается их разумная инициатива;

процветает упрощенчество под видом борьбы за безопасность полетов.

3. Уровень подготовки летных кадров в СВО определяется:

эффективностью органов управления и кадровой политикой;

базой комплектования учебных заведений личным составом; качеством отбора обучаемых и обучающих, их налетом и опытом, бережным отношением к опытным преподавателям и инструкторам;

реализацией достижений авиационной педагогики и психологии;

интеграцией СВО с СБП, а также системами военного и государственного образования.

Объективное, глубокое и всестороннее изучение довоенного опыта подготовки летных кадров

в СВО позволяет учитывать его в ходе создания и развития национальной СВО. Критическая оценка допущенных просчетов способствует уменьшению вероятности ошибок, в том числе в определении подходов к развитию элементов и структуры СВО летных кадров.

В этом году исполнилось 10 лет со дня создания на базе кафедры авиационной техники и вооружения в структуре учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь авиационного факультета. Он состоялся, занял достойное место в системе военного образования и в настоящее время является организационным ядром, координирующим деятельность кафедр академии, авиационных частей и авиапредприятий в интересах подготовки авиационных специалистов, в том числе летных кадров. Завершается подготовительная работа по созданию единого для государственной (военной) и гражданской авиации вуза - Белорусского государственного института авиации, который в перспективе объединит весь авиационный обучающий потенциал страны в интересах подготовки военных и гражданских специалистов.

В год 60-летия Победы приобретают особый смысл слова: «Забывать уроки истории опасно для безопасности страны». Необходимо отметить, что исторически проверенные и адаптированные к современности подходы к обучению и воспитанию летных кадров в СВО нашли свое отражение в Концепции развития единой образовательной системы подготовки авиационных специалистов в Республике Беларусь. Качественная реализация этих подходов позволит учесть предшествующий опыт в интересах укрепления военной безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Основы авиационной психологии и психологической подготовки курсантов ВВАУЛ: Мат. к лекциям. Под ред. В. А. Пономаренко -М..ВВС, 1990.

2. Зарецкий В.М. Применение военно-исторического исследования в целях совершенствования учебно-методических материалов дл проведения занятий со слушателями //Актуальные проблемы вузов ВВС: Межвузовский сборник. Вып. 9.- М.: МО РФ, 2000.

3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т. 1. - М.: Изд-во «Новости», 1978.

4. Развитие системы подготовки летных кадров в отечественных Военно-Воздушных Силах / В.М. Зарецкий, А.И. Kopomков, А.Г. Первов и др.; под ред. Г.И. Захарова. - М: ВВА, 1996.

5. Безруких А.И. Система подготовки летных кадров в российской политике военного образования: история и современность. Ч.1. - Балаш. ВАИ, 2000.

6. Яковлев А.С. Цель жизни (Записки авиаконструктора). - М., 1967.

7. Кобельков И.О. Применение авиационных тренажеров в системе подготовки военных летчиков: историко-дидактическая периодизация // Акт. пробл. подг. авиационных кадров: Темат. научн. сб. №2. - М.: ВВА, 2003.

8. Развитие системы подготовки летных кадров в отечественных Военно-Воздушных Силах / В.М. Зарецкий, А.И. Короткое, АЛ Первое и др.; под ред. Г.И. Захарова. - М: ВВА, 1996.

9. Авиация: Энциклопедия. - М: Научн. изд-во "Большая российская энциклопедия". Центр, аэрогидродинам. ин-т им. проф. НЛ Жуковского, 1994.

10. Носков Е.А. Развитие системы подготовки летных кадров в России (СССР) в 1910 - 2000 гг. М.: ВВА, 2004.

11. Ефимов А.Н. Советские Военно-воздушные Силы. - М.: Знание, 1987. - Библиотечка «70 лет Вооруженных Сил СССР».

12. Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки летного составе

- М., 2000.

13. Гератеволь 3. Психология человека в самолете /Пер. с нем. Л.Ф. Парпарова, Э.В. Боровой; под ред А.С. Попова. М: Изд-во «Иностранная литература», 1956.

14. Малиновский П., Алексеев М., Баташев М. Справочные сведения по Военно-Воздушным Силам. - М.: Воениздат, 1937.

15. Решетников В.В. Что было - то было. - М.: Автор, 1996.

16. Громов М.М. На земле и на небе. Заметки о летной профессии. - М.: Жуковский: Печатный двор, 1999.

17. Смушкевич Я.В. Доклад о состоянии Военно-Воздушных Сил Красной Армии: Цит. по: Неизвестные страницы истории ВВС. Из архива Президента РФ //Вестник Воздушного Флота. - 2002. - М 3.

18. Симахин Ю.В. Подготовка авиационных кадров и состояние укомплектованности авиационных соединений и частей личным составом к началу Великой Отечественной войны //1941 год - опыт планирования и применения Военно-Воздушных Сил, уроки и вывод) Мат. военно-научн. конф. рук, состава центрального аппарата ВВС к 70-летию СА и ВМФ. - М., 1989.