От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 28.07.2016 10:54:37 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Возникновение АРБиГ ч. 1

Войско Республики Сербской, историю которой пишем, как, впрочем, любая другая армия на войне, действует не в безвоздушном пространстве. Рассказы о ней правильно дополнить более коротким очерком вооружённых сил противника. Это позволит полнее представить силы конфликта, объяснит его особенности и поможет избежать "перекосов" в восприятии конкретных военных акций. В заметке мы постараемся избегать моральных оценок и вообще не затрагиваем политическую сферу (все перипетии партийной борьбы того периода и принципиальных решений, давших импульсы к формированию паравоенных отрядов мусульман)

АРБиГ
Официальной датой возникновения вооружённых сил БиГ считается 16 апреля 1992 г. Однако процесс подготовки к войне начался гораздо раньше – летом предыдущего года. 10 июня в Доме милиции в Сараеве прошёл съезд 380 мусульманских активистов со всей Югославии. Помимо мусульман Боснии, в съезде приняли участие многие политические руководители мусульман из Сербии. Это не должно удивлять, потому что в тогдашнем руководстве боснийских сепаратистов выходцы из Рашки играли весьма заметную роль. По итогам был организован Совет обороны мусульманского народа, принята т. н. «Резолюция мусульманской интеллигенции», известная также как «Резолюция-84» и обращение СДА о «цивилизованном разводе» БиГ с Югославией. Насколько он виделся цивилизованным, видно из пункта 7, в котором объявляется о формировании вооружённого крыла партии – «Патриотической лиги».
«Патриотическая лига» не являлась организационно частью СДА, однако была управляемой ей «…партийной, военно-политической оборонительной организацией…», как выразился Неджад Айнаджич, будущий начальник штаба 1-го корпуса. ««Патриотическую лигу» формировала, организовала и вооружала Партия демократического действия. «Лига» возникла из Военно-политической организации, сформированной 31 марта 1991 г., а её корни исходят ещё из клуба СДА «Герцег-Босна», созданного в конце 1990 г.» Этот клуб стал зачатком будущих вооружённых сил. В нём исламские сепаратисты анализировали возможное развитие ситуации и вырабатывали меры реагирования на них и план мобилизации. В здании проходили встречи с мусульманами, дезертировавшими из рядов ЮНА, складировалось оружие и боеприпасы, даже велись попытки по выпуску собственного оружия, которое рассылалось активу на местности.
31 марта члены клуба на встрече в мечети в Соукбунаре (Сараево) учредили Военно-политическую организацию. Из неё возникла «Патриотическая лига», уже в мае создавшая свои региональные штабы, энергично приступившие к учёту призывного контингента и отбору кандидатов на командные должности. В сентябре был сформирован первый мусульманский батальон. Летом же деятельность «Патриотической лиги» шла по 5 направлениям, указанным Айнаджичем: 1) Скрытие военно-учётной документации и срыв мобилизации ЮНА в Боснии в июне; 2) Воспрепятствование отправке новобранцев в ЮНА; 3) Создание разведывательной службы; 4) Установление фактического контроля над местными штабами ТО и доставление секретной информации председателю СДА Изетбеговичу; 5) Мобилизация участников «Лиги».
Нелегальное вооружение координировал член Главного комитета СДА и её секретарь Хасан Ченгич. Министр внутренних дел БиГ Алия Делимустафич вместе с Сенадом Шахинпашичем через свою фирму «Генекс» вооружал формирования в Восточной Боснии. До апреля 1992 г. участники нелегальных формирований получили свыше 5000 автоматов и 1 400 000 патронов (признание на допросе в полиции СР БиГ 14 апреля видного участника процесса Сенаида Мемича из Храсницы). Помимо оружия, кризисные штабы СДА создавали запасы снабжения продовольствием (270 т зерна, 25 т соли и 20 т подсолнечного масла в одном Вишеграде).
С 11 июня члены СДА отправлялись на военное обучение в Хорватию. Соответствующий приказ № 1258-3/91 подписал тот же Ченгич. Они прибывали в Загреб в учебный центр МВД по адресу улица Святого Шимуна, 80 и оттуда направлялись на полигоны. Эти боевики ранее были в значительной степени разбойниками, а впоследствии заняли высокие военные должности. Среди них – Рамиз Чело Делалич, с убийства которым сербского свата Николы Гардовича и ранения священника Раденко Миковича и начнётся война, в будущем комбриг; ещё один комбриг из бандитов Исмет Чело Байрамович; заместитель командира частей спецназначения на Игмане Самир Крушка Кахведжич; рэкетир Юсуф Юка Празина – член Главного штаба и командующий спецназом АРБиГ.
2 декабря майор ЮНА Сефер Халилович (родился в Сербии, в Приеполе; с должности партийного референт в джаковском гарнизоне направлен на двухлетнее обучение в Академию Генерального штаба в Белград, откуда в сентябре дезертировал и присоединился к мусульманским паравоенным формированиям) изложил Изетбеговичу свои соображения по организации регулярной армии. Президент оценил своего офицера и предоставил ему 7 и 8 февраля 1992 г. провести совещание в Мехоричах, где Халилович высказался за объединение под руководством СДА всех иллегальных формирований и республиканской ТО.
25 февраля Главный штаб «Патриотической лиги» принял «Директиву о защите суверенитета БиГ». В ней наличные силы «Лиги» оценивались в 120 000, которые можно довести до 150 000 при начале конфликта. (Так рассказывает в своих мемуарах Халилович. Полковник Эфендич вообще сомневается в существовании той директивы, намекая, что это – вымысел мемуариста. При этом Эфендич считает силы мусульманской ТО на 24 апреля свыше 100 000. Видно, что порядок цифр приблизительно похожий, однако один заносит разномастные НВФ в «Патриотическую лигу», а второй – в ТО. В действительности речь идёт о тех же людях.)
8 апреля 1992 г. правительство БиГ, уже без сербских представителей, приняло решение распустить штаб ТО Социалистической республики БиГ и создать новый из проверенных членов СДА. Во главе его поставлен полковник ЮНА Хасан Эфендич, на тот момент занимавший должность командующего ТО Сараева. Эфендич оставил ЮНА и принял новый пост, сменив ранее назначенного указом правительства СФРЮ генерала Драга Вукосавлевича.
На следующий день распоряжением правительства № 01-011-306/92 в подчинение штаба ТО должны были перейти все отряды «Патриотической лиги», «Зелёных беретов» и многочисленные вооружённые паравоенные формирования.
Нужно держать в уме такой нюанс, что 6 апреля суверенная БиГ была признана ЕС, а 7 апреля – США. Акт о смене личного состава штаба ТО не являлся неправомочным в свете политических событий, однако в то же время ТО БиГ являлась частью общей ТО СФРЮ.
12 апреля Верховное командование определяет штаб ТО руководящим военным органом. 10 мая «Распоряжением с силой закона о защите частей Территориальной обороны и других защитников Республики БиГ» все формирования, объединённые под фирмой ТО, были дополнительно легализованы и защищены в правовом плане. Следующим распоряжением придан законный статус всем мусульманским и хорватским паравоенным формированиям, возникшим в период с 30 апреля 1991 г. до 15 апреля 1992 г. Учитывая то, что в это время единственными легальными силовыми структурами в Боснии могли быть только общефедеральные, «Распоряжение» является ценным свидетельством о планировании и подготовке гражданской войны. Легализация формирований мусульман и на тот период активно союзных им хорватов простым методом вычитания указывает на противника этой коалиции.

Козарска бригада креће преко Саве