От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К TEXOCMOTP
Дата 25.07.2016 08:03:55 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Там вкратце такая история отлитая в известном анекдоте


Сталенский режым очевидно пытался отвлечь народ от осознания массовых расстрелов творческой интеллигенции 1937-38 гг и затеял дискуссию в прессе о народном авто.

В августе 1938 прошло совещание в Глававтопроме о налаживании производства легковых малолитражек на автосборочном заводе КИМ.

В начале марта 1939 в Кремле прошла презентация заграничьных прототипов.
Ford Prefect-10 (2 варианта: открытый и закрытый, оба двухдверные)
Vauxhall Ten (4 двери)
Fiat-1100 (4 двери и размером под "эмку")
Graham Supercharger (этот размерами не меньше ГАЗ М-1)

Сталин посмотрел ему ничего не понравилось и предложил взять всё лучшее от каждой модели.
Конструкторы самое лучшее решили собирать по традиции на базе форда

Шасси и двигатель конструировали в НАТИ, а кузов на заводах ГАЗ и ЗИС и самом КИМ
Кузов был полунесущим работавшим сосвместно с предельно облегченной рамой.
КИМ-10-50 закрытый двухдверный
КИМ-10-51 открытый двухдверный
кузовные штампы заказывали американской фирме "Бадд", она до начала войны была держателем патентов на штамповочные технологии с начала 20-х. Наши им все штампы и заказывали до войны. В производство ЗИС-101 вбухали бешеные бабки, очень нужная машина была, да...

14 марта вышел приказ
Народный комиссариат среднего машиностроения СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от "14" марта 1939 г, №19сс
Об организации производства малолитражных машин.
1. В целях обеспечения выполнения постановления СНК СССР и ЦК ВКПБ(б) №188-38 от 10.01.1939 и решения Экономического совета при СНК СССР №197 от 5.03.1939 обеспечить создание конструкции автомобиля копии модели "Форд-Префект 10" с двумя типами кузовов: двухдверный закрытый и двухдверный фаэтон, назвав её "КИМ", обозначая во всех документах и чертежах.
2. Выделить Глававтопрому 7,2 млрд долларов на закупку заграницей по открытой лицензии оборудования, инструмента и оснастки. В целях быстрейшего освоения закупить 10 готовых отделанных кузовов, 10 собранных недоделанных (отгрунтованных) кузовов, 10 комплектов готовых узлов и агрегатов...

в апреле же заслали делегацию шпионов инженеров в САСШ для закупки оборудования для переоснащения завода.

1 мая 1939 года на заводе прекратили выпуск "полуторок" (за 1933-1939 гг собрано 200 тысяч штук - "В 1934 году он выпустил 17 054 машины; в 1938 году — 53 626; в начале 1939 года сходило с конвейера по 128 машин в смену.") Т.е. провал в производстве на это время легко объясняется как раз этим. И не генералы виноваты в падении производства, а гражданские "шпаки" и сам Сталин.

пуск реконструированного завода намечен на 1 мая 1940 года

к маю на заводе начали кое-как собирать первые образцы
В начале июля 1940 состоялся показ в Кремле и странная история (одна из двух).

Главному дизайнеру страны не понравилось (большой список дельных замечаний) а так же две двери...

К этому относится известный анекдот про то как Сталин сидя на главном "командирском сидении" (а за рулем сидел генерал Власик или даже Берия) попыхивая трубочкой спросил не желает ли он (главный конструктор, вариант - директор завода) СЕСТЬ... и тот бегал потея от ужаса вокруг авто не решаясь попросить кого либо выйти для возможности посадки на заднее сидение. Потом он выбил пепел из трубочки о голову творческого интеллигента и спросил - "теперь понял?"
Бают что конструктор это был Б.М.Фиттерман и у него портилось настроение когда этот анекдот пытались рассказывать при нём. Или ему.

Начали проектировать авто заново - уже четырех-дверный вариант (КИМ-10-52) с учетом всех замечаний, - а это заказ новых штампов кузова и прочая оснастка за золото. А тут такое дело с этими кузовными штампами - даже в наше время стараются их ресурс (где то 200-300 тысяч копий) добить полностью даже если модель не шибко пользуется спросом. Наверное самое дорогое при производстве.

Попытались нахлобучить новый кузов на старую конструкцию рамы.
Сталинский вариант дизайна авто появился в ноябре 1940, запуск серийного производства назначили на 1 июня 1941, а потом перенесли на 1 сентября 1941 ввиду отставания
Но разрешили пока делать двухдверную модель. Якобы успели сделать 500 экземпляров

Где то в октябре 1940 был второй странный случай - публикация о начале выпуска (двухдверного КИМ) в "Известиях" что несоответствовало реалиям и за что Лихачев поплатился министерским местом соскочив обратно в директорское кресло.
Он с 1939 года по 1940 год — Народный комиссар среднего машиностроения СССР, а в 1940—1950 годах вновь возглавлял завод. Жертва сталинских репрессий вобщем.

Как и всякий крупный руководитель, Иван Алексеевич Лихачев испытал множество ударов судьбы. Об одном из них я уже упоминал: это когда его сняли с поста наркома среднего машиностроения. В то время завод КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) - нынешний АЗЛК - готовил к выпуску малолитражку. Там побывал корреспондент - и на другой день в "Известиях" появилась заметка, ни на чем не основанная, что завод КИМ уже приступил к массовому производству этих малолитражек. Между тем тогда такое важное дело могло состояться только с санкции Политбюро. А тут черным по белому: "приступили"! Сталин звонит Лихачеву: "Слушай, что там у вас за самоуправство? Через сорок минут показать автомобиль!" Лихачев сорвался - и на КИМ, а оттуда с образцом машины - в Кремль, к Сталину. Тот поглядел, открыл дверь, потрогал. Говорит: "Машина-то не готова..." В результате директора завода посадили, а Лихачева лишили поста наркома.
а корреспондента вообще должны были расстрелять