От Сибиряк Ответить на сообщение
К Константин Дегтярев Ответить по почте
Дата 29.06.2016 15:20:40 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Версия для печати

Re: Потому что...


>
>Но, мы знаем, что, как минимум, в X веке Хельги было нормальным именем у исландцев (то бишь, норвежцев):
> http://norse.ulver.com/src/isl/droplaug/ru.html - начало действия относят к 930-м годам, т.е., к самым ранним времена заселения Исландии.

ну и где там волхование, где жреческие функции? Пастух, воин, судья. Какие есть основания говорить о том, что на Руси с именем Хельги оказалась связана целая жреческая династия?

>>улуг - великий - очень распространённый эпитет
>
>Ну, вот именно, что эпитет, а не звание и не имя. Это как "старший лейтенант", звание "лейтенант", эпитет - "старший". По эпитету человека не называют.

так я и не пытаюсь выводить Олега из Улуга, если вы не поняли. Просто отмечаю, что Олгу - очень странная передача простого и распростарнённого слова улуг.

>
>Это можно трактовать как "исполнял обязанности князя".

Да трактуйте наздоровье! Только неисторичность такой трактовки очевидна. К тому же в другом месте ПВЛ называет годы правления Ольгова, русского князя - без всяких и.о.

>Ну, т.к. он был и.о., он и послов посылал, и они перед ним отчитывались.

Cерьёзно что ли?

>Интересно вы с источниками обращаетесь, мне пеняете за фантазии, а сами фантазируете еще похлеще. На основе чего такой вывод сделали? Из вот этого: "Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу"

из Плескова - что это говорит о родовой принадлежности Ольги? Ничего! Но вполне логично предположить, что Олег дал в жёны своему подающему надежды молодому приближенному свою родственницу. Переход власти от Олега к Игорю предельно затуманен в русской летописи, но авторитет, которым пользовалась Ольга после гибели мужа очевидно не выводится из авторитета неудачника-Игоря, а восходит к некоей иной традиции, которую мы можем только предполагать. Принадлежность к роду великого Олега - вполне плаузибельное объяснение.

>>ПВЛ о многом умалчивает, например, нет ни слова о каганах у Руси.
>
>Ну да, тут слушаем ПВЛ, тут не слушаем :-)

Нет, просто констатируем, что автор ПВЛ не знал о каганах 9-го века и умолчал о титуловании каганами Владимира и Ярослава.

В общем, я целиком согласен, что до Святослава источник полностью легендарный, а до Ярослава - легендарный частично.

>А с Хельги - еще лучше.

пмсм, одинаково, но исторический контекст в пользу Иелеха

>Но в "скандинавской" версии всего лишь предполагается калька с имени "Хельги" на русский язык и его контаминация с "Волхвом".

ну, и есть примеры Хельги-волхва в Скандинавии? У соседствавших с Русью и подчинявщихся хазарам мадьяр есть Иелех в княжеской семье.


>Она могла быть из семьи жреца, на нее просто распространилось родовое имя, как у римлян (Юлия, Семпрония и т.д.).

Должна быть хоть какая-то зацепка для такого предположения, учитывая, что источники об Ольге говорят достаточно много, причём на разных языках. Но везде она выступает только как правительница.

>Концентрация Олегов и Ольг на раннем этапе русской истории слишком высокая, чтобы предположить, что это случайное имя

согласен, это имя происходит от титула

>Князья у славян обязательно исполняли жреческие функции.

князь и ксендз - действительно однокоренные слова, но для утвердления "всегда" этого недостаточно, особенно применительно к историческим временам

>Про Владимира и Святослава определенно сказано, что по их указаниям поклонялись идолам и приносили жертвы, в т.ч. человеческие. Нет сомнения, что Игорь, Олег и Ольга занимались тем же самым.
>Относительно Ольги есть косвенные указания - сжигание древлян в бане и закапывание их в землю в ладье.

Ритуальная казни древлян в ответ на ритуальную же казнь Игоря. С религиозными представлениями это наверняка связано, но едва ли даёт основания приписывать правительнице, совершающей такие казни, жреческие функции.