От Jager01 Ответить на сообщение
К All
Дата 23.06.2016 03:10:57 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

К дате. Свидетельства пограничника

Здравствуйте.

К юбилею одного из самых важных и трагических для страны событий хочу поделиться свидетельством, написанным моим прадедом Толмачевым Михаилом Андреевичем, которое хранится у меня. Документ привожу полностью с сохранением стиля, чтобы лучше передать ощущение тех дней.

Секретно

ОБ"ЯСНЕНИЕ

ОБ ЭВАКУАЦИИ ПАРТИЙНОГО ХОЗЯЙСТВА БЫВШЕГО ОТДЕЛА ПОЛИТПРОПАГАНДЫ ПОГРАНВОЙСК НКВД БЕЛОРУССКОЙ ССР.

1. В 20-00 22 июня по распоряжению бригадного комиссара тов. ВЕРЕЩАГИНА, я с партийно-комсомольским хозяйством /кроме архива/ выехал на командный пункт /12 клм. от Белостока/.

2. В 01-00 23 июня Генерал-лейтенант тов. БОГДАНОВ приказал партийное хозяйство, документы 1, 5 отделов и Особого Отдела немедленно перевезти на ст. Жодня и погрузить в эшелон семей начсостава, который в это время должен проходить из Белостока.

3. В 02-00 23 июня прибыли на ст.Жодня, но эшелон с семьями начсостава уже прошел. С большим трудом добились разрешения подать 2 товарных вагона и погрузиться.

4. В 02-45 23 июня наши вагоны прицепили к подошедшему пассажирскому поезду, который состоял из 8 классных вагонов и двух мощных паровозов.

5. Первые два часа ехали очень хорошо, а затем все время находились под непрерывным обстрелом с самолетов противника.

6. К 20-00 23 июня, не доезжая 19 километров до гор. Лиды, поезд был разбит. Оба паровоза выведены из строя, а машинисты ранены. Оставшиеся в живых пассажиры разошлись. Двигаться по железной дороге стало невозможно.

7. Создалось положение тяжелое. Спасти документы трудно. Посоветовавшись между собой, стали принимать решение. Тов. Давыдов из Особого Отдела направился пешком в город Лиду, надеясь достать паровоз или автомашины. Остальные остались все на месте.

8. Учитывая, что дальнейшее движение по железной дороге соверщенно невозможно, что город Лида продолжительное время горит/помощи ожидать трудно/, что наступает ночь, я решил:
а/ С партийными документами коммунистов всего округа отправиться самому, предварительно достать крестьянскую повозку, при помощи которой добраться до какого-нибудь пункта или воинской части и там получить средства передвижения;
б/ С учетными документами и комсомольским хозяйством оставить тов. Чиркова /выделенного мне в помощь/ с задачей - при возможности документы спасти, в крайнем случае уничтожить. В общем поступать с документами так же, как и работники 1, 5 Отделов и Особого Отдела.

9. Повозку я достать не смог. Встретив 5 вооруженных красноармейцев из частей РККА, бегущих с фронта, я их остановил и подчинил себе. Решил с их помощью отправиться с партдокументами пешком до какого-нибудь пункта. Партдокументы находились в 23 ящиках. Распределил ящики и пошли. Снова попали под обстрел 3 самолетов, сделавших 3 захода. Красноармейцы разбежались, ящики побросали. Видя, что в ящиках нести опасно, я выделил 3-х красноармейцев к поезду узнать не остались ли в вагонах чемоданы. Достали 5 чемоданов.
В 5 чемоданов вложил партдокументы из 17 ящиков. Остальные остались в 6 ящиках.
Прошли 3 клм. - устали, пройдя еще 3 клм., совершенно выбились из сил. Увидел в поле крестьянскую повозку. Выделил красноармейца повозку задержать. На повозке проехали 5 километров. Добрались до моста /через маленькую речку/, охранявшегося группой военнослужащих и подготовленного к взрыву. В это время от гор. Лиды подошла автомашина. - Шофер Артполка из гор. Гродно вез семью Зам. к-ра по п/ч и рожениц с детьми, но гор. /Лида/, в связи с большими пожарами, проехать не мог и вернулся найти путь об"езда.
Со скандалом и угрозой партдокументы погрузил, а красноармейцев оставил в группе, охраняющей мост.

Город Лиду проехал благополучно.

10. К 07-00 24 июня прибыл на контрольный пункт 16 погранотряда. На пункте было большое скопление машин, в связи с проверкой документов. Снова попал под бомбежку, в результате машина оказалась поврежденной. Обратно со скандалом, но перегрузил документы на другую машину.

К 10-00 24 июня благополучно добрался до 16 погранотряда. В отряде был 2 дня. За это время отобрал у казахов легковую машину и подыскал шофера /из 88 ПО Кузнецова/.

Из 16 ПО выехал ночью 26.У1. В Минске был обстрелян ракетчиками. Шофер легко ранен в голову.

11. От Минска до Москвы ехал с частыми остановками /Резина на машине пришла в негодность, горючего не было, не было и продуктов/.

12. 29 июня в г. Дорогобуж был задержан РО НКВД и приглашен в кабинет Нач. РО для проверки документов.
В машине работниками РО в присутствии прокурора были проверены чемоданы. Шофер Кузнецов, недопускавший их в моем отсутствии был поставлен к стенке и под дулами наганов 2-х милиционеров стоял до тех пор, пока не было проверено, что находится в чемоданах. /Прилагаю справку/.

13. 1 июля в Политуправление сдал:

1. Полностью учетные карточки коммунистов всего округа /3098/.
2. 15 комплектов чистых бланков партдокументов.
3. 95 чистых учетных карточек /95 чистых партбилетов и отчетных карточек к ним находились у бригадного комиссара т. Верещагина и были утеряны, 93 из них я обнаружил потом в Политуправлении Западного фронта/.

14. Все документы, с которыми находился тов. Чирков уничтожены вместе с документами Особого Отдела, 1 и 5 отделов, что может подтвердить капитан тов. Бурда.

СТ. ИНСТРУКТОР ПОЛИТОТДЕЛА СТ. БАТАЛЬОННЫЙ КОМИССАР ТОЛМАЧЕВ.

Это объяснение прадед писал уже в Москве в Политуправлении Западного фронта, в составе которого и продолжил воевать.
В феврале 1942 за эти действия прадед получил награду - медаль "За боевые заслуги".


И еще немного о людях, упомянутых в этом тексте.

ТОЛМАЧЕВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ, батальонный комиссар, старший инструктор по партучету отдела политической пропаганды ПВ НКВД БССР.

Бригадный комиссар Верещагин Федор Акимович (04.03.1900, г. Ленинград).
Заместитель начальника Управления пограничных войск НКВД БССР по политчасти —
начальник отдела политической пропаганды. Пропал без вести 22.06.1941.
По рассказам очевидца, был тяжело ранен при обороне погранзаставы в Белостоке, доставлен в полевой госпиталь и погиб при бомбежке госпиталя немецкими самолетами.

БОГДАНОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ, р. 12..11.1897г. в д. Яблоновка Тамбовского р-на и обл. Участник первой мировой и гражданской войн . Член ВКП(б) с 1918г., генерал-лейтенант ( 1940). С декабря 1938г. -начальник отдела боевой подготовки Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД СССР.
С началом Великой Отечественной войны назначен командующим фронтом резервных армий. С ноября 1941 года командующий 39-й резервной армии в Торжке, с декабря – заместитель командующего 39-й армии Калининского фронта. Во время операции «Зейдлиц» в июле 1942 года после эвакуации командующего 39-й армией Ивана Ивановича Масленникова, отказавшийся от эвакуации Иван Александрович Богданов принял руководство армией на себя и возглавил прорыв из окружения. 16 июля 1942 года при выходе из окружения у деревни Крапивна Калининской области был ранен. Выведя из окружения около 8 000 бойцов, 22 июля от полученных ран скончался в госпитале. Похоронен в Твери в братской могиле на площади Ленина.

ЧИРКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ, технический секретарь ОПК отдела политпропаганды ПВ НКВД БССР. С 27.07. 1941г. – технический секретарь ОПК политотдела Управления ОВТ Главнокомандующего Западным направлением.
http://moypolk.ru/krasnodar/soldiers/chirkov-aleksandr-ivanovich

БУРДА АНДРЕЙ ГЕРАСИМОВИЧ, р. в 1907г. в г. Конотопе УССР. Украинец. ЧленВКП(б). Младший помощник начальника 1 -го отделения 5-го отдела УПВ НКВД. Капитан, начальник разведывательного отделения 86 ПП. РГВА: ф. 38650, оп. 1, д. 80, л. 245. Приказом по войскам 5-й армии от 15.02.1943г. № 090 награжден орденом Красная Звезда.
(Наградной лист на Подвиге)

Буду рад, если кто-то сможет добавить любые детали к этим событиям.