От И. Кошкин Ответить на сообщение
К Bokarev Alexandr Ответить по почте
Дата 14.04.2016 13:19:03 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: Язычники -...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Самоедов и лопарей только в XVIII веке крестили,

До-о-о, доставлять с Кольского полуострова лопарских рабынь. В 1413 году))) Лопарские рабыни вообще славятся своей красотой)))

>как шёл процесс крещения чуди, корелы и всяких финнов - достоверно неясно.

Корела была крещена в 13-м веке, просто сохраняла двоеверие. Но это не основание брать корелу в рабство. Двоеверие много где сохранялось, с ним боролись, но таки не считали боримых язычниками.

>"Сура поганая" на Пинеге документами конца XV века фиксируется, в житии Кирилла Челмогорского (это под Каргополем), которое часть исследователей предлагают XVI веком датировать, про его подвиги по просвещению чуди рассказывается,

Да, но, опять же, о вывозе рабов из этих земель, АФАИК, свидетельств нет.

>житие Лазаря Муромского тоже нередко предлагают XV веком передатировать.
>Так что язычников в 1413 году найти можно было без труда.
>Вопрос в наличии явления работорговли и его масштабах.
>У финнов эту тему Юкка Корпела (Jukka Korpela) копает, у него целый ряд статей примерно сходного содержания в разных сборниках. В XVI веке процесс имел место, но в крайне ограниченных объемах - разовые сделки совершались по перевалке рабынь маршрутом Карелия - Новгород - исламские страны (частью по Днепру, частью по Волге). На XIII-XV века Корпела предлагает экстраполировать этот процесс с увеличением масштаба, но особых оснований строить именно такую модель нет. Новгородцы были, может быть, и более "дикие" и на всякие противные христианам деяние годные (что тоже не факт), да только самих их было меньше, и север был освоен ими в меньшей степени.

Вот именно. Кстати, мог действительно иметь место факт торговлю холопами и челядью.

И. Кошкин