От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.11.2013 22:54:52 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Как начинаются войны (продолжение)

Приветствую!

Вместо планируемых на войну 50 тысяч солдат США в первый год смогли призвать лишь 10 тысяч, поскольку даже штаты, поддержавшие войну, людьми помогать не торопились (тот же Кентукки дал всего… 400 рекрутов). Может показаться смешным, но основную часть этих самых десяти тысяч призывников дали лояльные правительству меньшинства в северо-восточных штатах (настроенных резко антивоенно), причем в обход указов собственных штатов. Вообще за всю войну север выставил 19 полков, тогда как центральные штаты - 15 полков, а южные и того меньше – 10 полков.
В связи с этим у правительства Мэдисона начала закрадываться мысль использовать захваченные территории в качестве разменной монеты. Нет, ну а что? В конце концов, как говорит un ami Наполеон, «война кормит войну». Сейчас немного вложимся деньгами, а далее сдерем с англичан большие контрибуции и выкуп, как говорится - «Nothing personal, just business» .
Вообще рассчитывали на «малую, победоносную, решительную» войну, причем как на суше, так и на море. Уже 21 июня (то есть до официального получения Лондоном ноты о разрыве дипломатических отношений и начале войны) из своих портов вышли в крейсерство фрегаты «Президент», «Конгресс» и «Юнайтед Стейтс» с целью атаковать английские конвои в Канаду. Через два дня «белые слоны» заметили паруса на востоке и устремились к ним. Как оказалось позже – это был 36-пушечный английский фрегат «Бельвидера» (Belvidera), сопровождавший торговый караван из Канады к Ямайке. Британцы поставили все паруса, и полдня грамотно маневрировали, уводя американцев от жирного конвоя (46 «купцов», заполненных пшеницей, лесом, вином, мясом и т.д.). К ночи англичанину удалось скрыться, использовав уловку – с фрегата был спущен маленький плот с копией корабельной мачты. По сигналу топовые огни на англичанине были погашены, а на плоту – зажжены. В результате, американские «слоны» полночи вели прилежный огонь по обычному обрубку дерева, а «Бельвидера» в ночи соединился конвоем и без приключений сопроводил его до Ямайки. На англичанине потерь не было, а вот «Президент» понес первый урон – разорвало одну из пушек, и в результате 4 человека погибли, а 8 – были покалечены.
Весь о бое быстро пришла в Канаду и генерал-губернатор Британской Новой Англии (Governor-in-Chief of British North America) Джордж Прево (George Prévost) своей властью приказал начать перехватывать американские корабли. Уже 25 июня на реке Св. Лаврентия были остановлены направлявшиеся к озеру Онтарио две торговые шхуны – «София» и «Айлэнд Пэкет». Суда были сожжены, пассажиры и экипажи – взяты в плен.
Ну а 12 июля 1812 года (как раз тогда, когда на другом конце земного шара Бонапарт занял Минск, а в Москве решили формировать ополчение) началось вторжение в Канаду. Американцы были настроены воинствующе «игриво» – еще Томас Джефферсон в далеком 1807 году заявил на заседании Конгресса, что «захват Квебека – это вопрос всего лишь одного марш-броска», а спикер Палаты Представителей Генри Клэй (Clay) саркастически заметил, что для захвата Верхней Канады и Монреаля вполне хватит трех-четырех сотен кентуккских милиционеров. И вот 12 июля 1812 года 2500 американских ополченцев под командованием генерала Уильяма Халла (имевшего у американских солдат очень «говорящую» кличку – imbecil) перешли реку Детройт и осадили Форт Молден. Одновременно с этим Халл распространил воззвания, высокопарно вещал, что пришел освободить канадцев «от угнетения и тирании», что «если бы сомневался в конечном успехе – я бы попросил, уважаемые канадцы, вашей помощи, но я не сомневаюсь», что «я подготовился к любой случайности и неожиданности». Лучше бы Халл этого не говорил. Почти сразу же после этих заявлений индейские союзники англичан перехватили и уничтожили продовольственный обоз американцев.
Со стороны же британцев Халлу противостоял ветеран войны в Европе «настоящий полковник» Айзек Брок, участник высадки Мура в Голландии в 1801 году и атаки Копенгагена в 1807-м. Узнав о вторжении американцев Брок, бывший тогда лейтенант-губернатором Верхней Канады, решил не ждать у моря погоды и действовать наступательно. Англичане в данном регионе имели гораздо меньше войск, нежели американцы – всего 1500 человек, из которых только 400 были обстрелянными ветеранами – это 41-полк Его Величества и одна рота артиллерии. Но даже эти силы были размазаны по гарнизонам, и легко могли быть уничтожены по частям.
17 июля Брок с 300 солдатами (по-суворовски – Быстрота! Глазомер! Натиск!) вышел к реке Детройт и перерезал снабжение американцам. Заодно была захвачена и переписка Халла с Детройтом, позволившая установить численность войск вторжения и их цели. Обеспокоенный Халл, не зная численности английских войск, и окруженный булавочными уколами британцев и индейских союзников, дал сигнал к отступлению, и укрылся в форте Детройт. Брок не отставал – войдя в форт Сэндвич, он организовал артиллерийский обстрел Детройта, правда, совершенно безрезультатный, но сильно попортивший нервы американцам. Весь месяц прошел в вылазках на американский берег и в «обозной войне». Наконец, 15 августа, имея в наличии всего 1000-1200 человек, Брок форсировал реку, чтобы атаковать форт, но… деморализованный Халл сдал Детройт без боя. В плену у англичан оказались 2000 человек, были взяты 35 орудий, крупнейшие армейские магазины с провиантом и снаряжением.
16 июля 1812 года 45 британских солдат, 180 канадских милиционеров и 400 индейцев высадились на острове Макинак и ночью заняли господствующую над фортом Мичилимакинак высоту. Американский лейтенант Портэр Хэнкс, которого просто забыли предупредить о том, что началась война с Англией, имея гарнизон - 61 солдата, предпочел капитулировать, поскольку очень опасался ярости индейских воинов. 15 августа индейцы захватили форт Дирборн (территория нынешнего Чикаго).
В июле же английская флотилия обстреляла американский порт Сакет Харбор на озере Онтарио. Американцы благодаря распорядительности капитана Вулси, командира шхуны «Онейда», смогли отразить атаку и не дали англичанам организовать десант, но этим все успехи и ограничились.
11 октября американский генерал Стивен ван Ренсселар (Rensselaer) попытался атаковать Куинстон Хайтс, канадский форт, расположенный напротив американского форта Ниагара. Однако войска вторжения понесли большие потери (из 950 человек вернулось только 600) и отступили. Ноябрьский марш на Монреаль был сорван из-за бойкота, устроенного нью-йоркской милицией. Войска северных штатов, настроенные резко антивоенно, просто покинули поле боя и ушли по домам. Как писала вермонтская газета в январе, «канадская компания не принесла ничего, кроме катастрофы, поражения, позора и смерти».


Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота