От ПН Ответить на сообщение
К Evgeniy01
Дата 05.01.2008 13:13:24 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Локальные конфликты; Версия для печати

Пять копеек.

Оптимистичная оценка.



"Крылья Родины", 2007, No 3, с. 46-47.


...

Для оценки возможностей Як-38 в
боевых условиях военные решили про-
вести испытания штурмовика в Афга-
нистане.
В соответствии с приказом Главно-
командующего ВВС от 14 апреля 1980
года на аэродром Шинданд были пе-
ребазированы четыре серийных, по-
лученных с САЗ, Як-38 и бригада испы-
тателей от пяти предприятий МАП и
НИИ ВВС. Полеты проходили в период
с 15 апреля по 5 июня 1980 года, в
условиях боевых действий.
Всего выполнили 107 полетов, из
которых 10 считались боевыми.
Следует иметь в виду, что самолет,
согласно ТТТ, был создан для приме-
нения в ВВС и ВМФ, но был принят на
вооружение только в ВМФ.
Як-38 по взлетной энергетике (тя-
говооруженности ), а значит по взлет-
но-посадочным характеристикам
(ВПХ), превосходил все наши легкие
ударные самолеты того времени (даже
сверхзвуковые МиГ-23, МиГ-27 и Су-
17 с форсажными двигателями). На-
грузка на крыло у Як-38 была как у
истребителей-бомбардировщиков. В
то же время это был необычный само-
лет с непривычно широким диапазо-
ном ВПХ (включающих разнообразные
варианты ВВП и КВП), которые можно
получить соответствующей настрой-
кой режимов отрыва.
Опыт десяти лет боевых действий
советской авиации в Афганистане по-
казал, что большинство считавшихся
вполне современными для того време-
ни истребителей, истребителей-бом-
бардировщиков и штурмовиков (МиГ-
23, МиГ-27, Су-17 и Су-25) могли дей-
ствовать только с нескольких афганс-
ких аэродромов, имеющих ВПП с ис-
кусственным покрытием и длиной бо-
лее 2000 м, т.е. нередко на предель-
ных радиусах. Из-за этого даже при
максимальном взлетном весе (взлет с
максимальным взлетным весом в жар-
ком высокогорном климате Афганис-
тана с имеющихся ВПП обеспечивали
только дозвуковые штурмовики Су-25)
вместо половины боевой нагрузки
приходилось брать подвесные топлив-
ные баки. Соответственно, удары с
воздуха самолетами получались не
только запоздалые и во многом поэто-
му неточные, но и менее мощные (т.е.
недостаточная точность не компенси-
ровалась большей массой боевой на-
грузки). Запоздалые и редкие повтор-
ные удары не могли удовлетворить ве-
дущие бои войска, а продолжительные
боевые вылеты над территорией «про-
тивника» выматывали летный состав.
Поэтому при отсутствии адекватной
ударной или штурмовой авиации быс-
трого реагирования ее роль пришлось
играть боевым вертолетам, заплатив-
шим за это большой кровью.
Между тем, штурмовики Як-38, име-
ющие размерность в полтора-два раза
меньшую, чем упомянутые самолеты
фронтовой авиаций, и максимальную
боевую нагрузку 2000 кг - не мень-
шую, чем обычно 6рали эти самолеты,
кроме топливных баков - могли обес-
печить доставку этой нагрузки к цели
(действуя с передовых площадок и
взлетая с коротким разбегом без до-
полнительных баков) через 5-10 ми-
нут после вызова, а. не через 30-40, как
это бывало в лучшем случае. И летать
вдвое чаще, чем обычные самолеты. К
сожалению, тогда это не стало «ин-
формацией к размышлению», и тем
более, к действию.
Специалистам ГК НИИ ВВС, прово-
дившим испытания, видимо, было про-
ще работать на одном уже настроен-
ном на САЗе режиме палубного ВКП с
минимальной длиной разбега, что да-
вало минимальную скорость отрыва и
минимальную аэродинамическую силу,
т.е. минимальные отличия от ВВ.
Что касается боевых возможнос-
тей, радиуса и боевой нагрузки, то они,
с одной стороны, прямо связаны с ВПХ
(в том числе со взлетным весом, кото-
рый Як-38 мог быть максимальным при
меньшем разбеге, чем у любого друго-
го ударного самолета, действовавшего
тогда в Афганистане, в том числе Су-
25), а с другой стороны, при его воз-
можностях КВВП, ему и радиусы нуж-
ны меньшие, и войска были бы рады
более быстрой реакции.
Не проведя полного сравнительно-
го анализа боевых возможностей Як-
38 и штурмовика Су-25, специалисты ГК
НИИ ВВС в своих выводах отметили
только преимущества Су-25 и «недо-
статки» Як-38, сделав вывод о нецеле-
сообразности применения СВВП и, в
частности, Як-38 в Афганистане. В свя-
зи с этим следует напомнить, что с 2004
г. (уже 3 года!) в Афганистане с аэро-
дрома Кандагар успешно действует эс-
кадрилья «Харриеров», которые при-
знаны английскими и американскими
экспертами лучшими ударными самоле-
тами для тех условий именно благодаря
их возможностям КВВП, как у Як-38.
...