От Константин Дегтярев
К Д.И.У.
Дата 09.08.2019 09:46:41
Рубрики ВВС;

Кроме Жука-А есть еще Белка

>> несмотря на непристойное заявление о запуске "Жука-А" с АФАР в серийное производство еще в 2010 г.).

Похоже, на Жук-А просто забили, потому что все ресурсы бросили на более перспективную программу РЛС для ПАК ФА. Для самолетов предыдущего поколения дорабатывали весьма удачный "Ирбис", из которого параллельно выращивали и "Белку" с АФАР.

Т.е., программу вели, разработка не прерывалась, а сроки привязаны к общей программе ПАК ФА, которая является мощным прорывом сразу по всем направлениям - и планер, и двигатель, и вооружение, и СУО, и БРЛС в том числе. Ну, вот у нас такая была принята стратегия, м.б. и правильная.

От Д.И.У.
К Константин Дегтярев (09.08.2019 09:46:41)
Дата 09.08.2019 15:36:07

Re: Кроме Жука-А...

>>> несмотря на непристойное заявление о запуске "Жука-А" с АФАР в серийное производство еще в 2010 г.).
>
>Похоже, на Жук-А просто забили, потому что все ресурсы бросили на более перспективную программу РЛС для ПАК ФА. Для самолетов предыдущего поколения дорабатывали весьма удачный "Ирбис", из которого параллельно выращивали и "Белку" с АФАР.

>Т.е., программу вели, разработка не прерывалась, а сроки привязаны к общей программе ПАК ФА, которая является мощным прорывом сразу по всем направлениям - и планер, и двигатель, и вооружение, и СУО, и БРЛС в том числе. Ну, вот у нас такая была принята стратегия, м.б. и правильная.

Не странно ли, что АФАРизацию "Ирбиса" (про которую известно, что ею давно занимаются, и занимается та же организация, что и делает "Белку", являющуюся потомком "Ирбиса" в сходных размерах) не осилили в 2019 г. и решились модернизировать Су-30СМ прежним "Ирбисом" образца 2012 г. Хотя это задача более лёгкая и вряд ли препятствующая "Белке".

Причем задача востребованная. В своё время "Рафаль" выиграл известный индийский тендер не в последнюю очередь потому, что на нем показали серийную вполне работающую РЛС с АФАР, а МиГ в этой сфере смог представить только обещания (лживые, как теперь ясно). И модернизация индийского Су-30МКИ задерживается не только из-за нехватки денег, но и потому, что всё ждут, когда же смогут предложить работоспособную РЛС с АФАР вместо "Барса". Тратиться на полусовременную РЛС с ПФАР не хотят, а без замены РЛС и остальная модернизация перестает быть комплексной.

Можно, конечно, утверждать в интернетах, что индусы неправы, американцы неправы, французы неправы, англо-итальянцы неправы, китайцы неправы, все вокруг неправы, одни граждане Лобко с Фланкером и присоединившиеся знают лучше. Но вот как-то в мире сложилось мнение, что технология АФАР является перспективной и одной из ключевых в современной военной авиации. Можно ожидать, что истребители без РЛС с АФАР в ближайшие годы вообще перестанут продаваться в сколько-то серьезные страны, разве что в Бангладеш задешево.

В России ведь тоже над этой темой работают очень давно, в 2000-е по продвижению в этой сфере она уступала только США, слегка опережая даже Францию и значительно - Евроконсорциум. Уже тогда ожидали что вот-вот родят, уже в 2010 г. Однако всё не видно и не видно конечного серийного результата. Поэтому разглагольствования про "преимущества ПФАР и недостатки АФАР" напоминают басню Крылова про лисицу и зелёный виноград. Подозреваю, что появись "Ирбис" с АФАРом, те же граждане устраивали бы здесь половецкие пляски про не имеющие аналогов достижения, исторические прорывы, блестящие перспективы и "фотонные технологии" (как кто-то из журналистов написал про неуловимую "Белку").

Поэтому возникают подозрения, как бы на первой партии Су-57 помимо "двигателей первой серии" не оказалась "Белка" в недоработанном виде - из каких-нибудь сырых-ненадежных-малоресурсных-дорогих мелкосерийных ППМ и с "не полностью функциональным" программным обеспечением.
Похоже, в последние годы такие фокусы стали чуть ли не нормой.

От 60 тд
К Д.И.У. (09.08.2019 15:36:07)
Дата 13.08.2019 13:03:12

Re: Кроме Жука-А...

>Причем задача востребованная. В своё время "Рафаль" выиграл известный индийский тендер не в последнюю очередь потому, что на нем показали серийную вполне работающую РЛС с АФАР, а МиГ в этой сфере смог представить только обещания (лживые, как теперь ясно)

Слышал такое мнение, что по состоянию на 2011 год Фазотрон от французов по АФАР не отставал. Во всяком случае, претензий к Жук-А не припоминаю. МиГ не соответствовал индийским требованиям по 11 параметрам из 611. Там точно были претензии к отсутствию модульности двигателя и вообще к двигателю, а также к дальности полета с ПТБ. Жук-А на испытаниях индуев вроде как на тот момент удовлетворял.


И модернизация индийского Су-30МКИ задерживается не только из-за нехватки денег, но и потому, что всё ждут, когда же смогут предложить работоспособную РЛС с АФАР вместо "Барса". Тратиться на полусовременную РЛС с ПФАР не хотят, а без замены РЛС и остальная модернизация перестает быть комплексной.

Индийцы сделали выбор в пользу модернизированного Барса на "Супер Сухом" по финансовым причинам. Когда им заявили стоимость модернизации Су-30МКИ с установкой радара с АФАР, у индийцев случился шок. Правда, это по состоянию на 2014 год. Когда и если они дозреют до модернизации парка своих Су-30МКИ, году эдак в 2025-2030, стандарты моды на рынке вооружений, скорее всего, уже будут императивно подразумевать АФАР.

От Blitz.
К 60 тд (13.08.2019 13:03:12)
Дата 14.08.2019 01:47:59

Re: Кроме Жука-А...

Значит Жук-А на модернизированном Су-30СМ ждать уже не стоит(

От А.Никольский
К Blitz. (14.08.2019 01:47:59)
Дата 14.08.2019 09:15:16

Изделий "Фазы" на самолетоах ОКБ Сухого в принципе ждать не стоит

хотя когда шашни были, Су-33КУБ, а также Су-30МК3 что ли (или Су-35 - второй с таким обозначением, забыл уже)

От Blitz.
К А.Никольский (14.08.2019 09:15:16)
Дата 14.08.2019 23:27:59

Re: Изделий "Фазы"...

>хотя когда шашни были, Су-33КУБ, а также Су-30МК3 что ли (или Су-35 - второй с таким обозначением, забыл уже)
И так, тогда понятно что ждать не стоит, урезаный Ирбис реалистичней.
Хотя с Жук-А Су-30СМ смотрелся полутше чем с ПФАР на мой взгляд, проще что-ли.

От А.Никольский
К Д.И.У. (09.08.2019 15:36:07)
Дата 09.08.2019 17:40:38

Rafalе индийский тендер не выигрывал

ЗВ своё время "Рафаль" выиграл известный индийский тендер не в последнюю очередь потому, что на нем показали серийную вполне работающую РЛС с АФАР, а МиГ в этой сфере смог представить только обещания (лживые, как теперь ясно).
+++++
тендер отменили, была закупка ограниченного количества самолетов без тендера и вопроса АФАР для радара там никакой роли не играл.
Разработка "Жука-А" похерилась потому, что ее кроме маломощного разработчика никто не финансировал, причем Погосян в "Фазотрон" не верил (хотя у них были, впрочем бесплодные шашни с "Сухими"), и хотя некие перспективы были, он решил с нуля создать новое производство на базе Рязани (и видимо прав был)

От Д.И.У.
К А.Никольский (09.08.2019 17:40:38)
Дата 09.08.2019 21:05:32

Re: Rafalе индийский...

>ЗВ своё время "Рафаль" выиграл известный индийский тендер не в последнюю очередь потому, что на нем показали серийную вполне работающую РЛС с АФАР, а МиГ в этой сфере смог представить только обещания (лживые, как теперь ясно).
>+++++
>тендер отменили, была закупка ограниченного количества самолетов без тендера и вопроса АФАР для радара там никакой роли не играл.

Это словесные маневры. Факт, что по результатам тендера закупили "Рафали" (пусть в ограниченном числе без лицензионного производства), а от МиГ-35 отказались еще в процессе.
Не стоит делать вид, что единственная причина в неких "интригах" и политике, и на принятое решение никак не повлияли техническая зрелость "Рафаля" и недозрелость полумифического "МиГ-35".

>Разработка "Жука-А" похерилась потому, что ее кроме маломощного разработчика никто не финансировал, причем Погосян в "Фазотрон" не верил (хотя у них были, впрочем бесплодные шашни с "Сухими"), и хотя некие перспективы были, он решил с нуля создать новое производство на базе Рязани (и видимо прав был).

ППМ для АФАР в Х-диапазоне в России разрабатывают и изготавливают только два предприятия - "Микран" в Томске (сотрудничающий с МиГом/Фазотроном; это частное предприятие, поэтому от него просачивалась некоторая общедоступная информация) и АО "НПП "Исток" во Фрязино Московской области (вот эти сотрудничают с Сухим и их разработчиком РЛС НИИП, имеющим завод в Рязани).

"Микран" так и не осилил переход от опытного производства ППМ к серийному, в чем одна из непосредственных причин невозможности выпуска "Жук-А". Весьма вероятно, что и опытное производство на нем уже померло. О причинах смерти этого когда-то перспективного направления (возможно, со всем военным направлением предприятия) не буду излагать полуобоснованные предположения, определенно не радужные и говорящие не в пользу всех замешанных сторон.

Про "Исток" ничего не знаю, это засекреченное госпредприятие, можно лишь утверждать, что оно сейчас главное (возможно, единственное) по данной теме и публикует разные многообещающие патенты.

Если окажется, что РЛС с АФАР появятся только на Су-57, и будут отсутствовать на "Ирбисе"/Су-30/35 и "Жуке"/МиГ-29/35 (в частности), из этого можно будет сделать единственный вывод - что и на "Истоке" производство приемо-передающих модулей остается мелкосерийным полу-опытным, так что его хватает лишь на "самые приоритетные" изделия.
Поскольку такие ППМ востребованы много где - не только на разных РЛС боевых самолетов, но и на ракетах, в наземной и морской ПВО, даже в гражданских РЛС.

В свою очередь, малые размеры производства при полной загрузке неизбежно подразумевают низкое качество и дороговизну, так как предполагают примитивность и/или некомплектность производственного оборудования и высокие накладные расходы на каждое изделие.

От А.Никольский
К Д.И.У. (09.08.2019 21:05:32)
Дата 12.08.2019 13:55:05

Re: Rafalе индийский...


>Это словесные маневры. Факт, что по результатам тендера закупили "Рафали" (пусть в ограниченном числе без лицензионного производства), а от МиГ-35 отказались еще в процессе.
>Не стоит делать вид, что единственная причина в неких "интригах" и политике, и на принятое решение никак не повлияли техническая зрелость "Рафаля" и недозрелость полумифического "МиГ-35".
+++++
ну вот сейчас вполне могут закупить МиГ-29СМТ - и что это будет значить? Рафаль, конечно, очень хороший самолет и радар наверное сильно наш превосходит, но мотивы индийского прокьюремента иные. У всех остальных участников MMRCA, кроме Грипена, тоже были зрелые радары с АФАР (у американцев так наверняка и лучше).



"Микран" так и не осилил переход от опытного производства ППМ к серийному, в чем одна из непосредственных причин невозможности выпуска "Жук-А". Весьма вероятно, что и опытное производство на нем уже померло. О причинах смерти этого когда-то перспективного направления (возможно, со всем военным направлением предприятия) не буду излагать полуобоснованные предположения, определенно не радужные и говорящие не в пользу всех замешанных сторон.
++++
да они простые - нет денег, нет и производства. А госфинансирования у них не было


От Д.И.У.
К А.Никольский (12.08.2019 13:55:05)
Дата 15.08.2019 13:03:30

Re: Rafalе индийский...

>>Это словесные маневры. Факт, что по результатам тендера закупили "Рафали" (пусть в ограниченном числе без лицензионного производства), а от МиГ-35 отказались еще в процессе.
>>Не стоит делать вид, что единственная причина в неких "интригах" и политике, и на принятое решение никак не повлияли техническая зрелость "Рафаля" и недозрелость полумифического "МиГ-35".
>+++++
>ну вот сейчас вполне могут закупить МиГ-29СМТ - и что это будет значить?

Одна эскадрилья под местный стандарт UPG, насколько помню. Это значит быстрое затыкание мелкой дырки задешево, на фоне разных стратегических проблем. Не более того.

>"Рафаль", конечно, очень хороший самолет и радар наверное сильно наш превосходит, но мотивы индийского прокьюремента иные. У всех остальных участников MMRCA, кроме Грипена, тоже были зрелые радары с АФАР (у американцев так наверняка и лучше).

Напомню, что наличие АФАР было одним из обязательных условий этого тендера - уже тогда. Необязательно в готовом виде, но к моменту начала лицензионного производство в Индии - непременно. Неправильно представлять дело так, что степень зрелости на этом направлении не оказывала влияния на принятое решение. Вероятно, не главное влияние, но и мнение индийских "военных-практиков" совсем отбрасывать не стоит.

"Рафаль" на этом тендере представлял настоящий "Рафаль", более того, в 2012 г. (кажется, тендер к тому времени еще не завершился) новопостроенные строевые "Рафали" французских ВВС получили РЛС с АФАР.
То есть у французов всё было совершенно реально, уже сделано, и за свой счёт.
Да, дорого, но работает, можно пощупать и убедиться.

Тогда как "МиГ-35" изображали два опытных МиГ-29М (одноместный и двуместный) постройки начала 1990-х. РЛС с АФАР была представлена опытным образцом на полудохлых ППМах (не знаю, имели ли индийцы в то время сведения о реальном положении дел на "Микране" и в "Фазотроне", но должны были смутно догадываться). Оборудование, соответствующее уровню 2010-х гг. и далее было представлено обещаниями типа "если дадите много денег, то разработаем".

Нельзя же даже "индусов" вечно держать за дураков и лохов. Раньше или позже, но доверие утрачивается.

>"Микран" так и не осилил переход от опытного производства ППМ к серийному, в чем одна из непосредственных причин невозможности выпуска "Жук-А". Весьма вероятно, что и опытное производство на нем уже померло. О причинах смерти этого когда-то перспективного направления (возможно, со всем военным направлением предприятия) не буду излагать полуобоснованные предположения, определенно не радужные и говорящие не в пользу всех замешанных сторон.
>++++
>да они простые - нет денег, нет и производства. А госфинансирования у них не было

Я почитал как-то обсуждения работников данного предприятия в связи с его постепенным загибанием. И создалось впечатление, что там совсем не просто. Есть куча субъективных причин, в числе главных а) смерть в 2012 г. учредителя и главной движущей силы "Микрана", энтузиаста АФАР В.Я.Гюнтера с последующими кадрово-собственническими проблемами (и угасанием интереса к АФАР, как слишком проблемной сфере), и б) наезды "московских" с целью подмять под себя это предприятие. И объективные причины - санкции, создающие трудности как с технической модернизацией производства, так и с кредитованием. В принципе, предприятие вполне рентабельное и жизнеспособное, с крупным гражданским сектором, даже создало филиал в Италии. Но военный сектор его топит (или топил).