От Пауль
К All
Дата 25.07.2019 19:24:11
Рубрики Современность; Артиллерия;

Информационное обеспечение появления LARS на вооружении бундесвера

Г. БЕНДЕР

СТРЕЛЬБА ПО ПЛОЩАДИ

Западногерманский журнал «Зольдат унд техник», январь 1969 года («Flächenfeuer» von Dr. Hans Bender, «Soldat und Technik», Januar 1969, SS. 9—12)

К стрельбе по площади обычно прибегают в тех случаях, когда применяемая система оружия не обеспечивает большой вероятности поражения одиночной цели прямым попаданием.

Проблема стрельбы по площади имеет свою историю. В первой мировой войне наступлению на окопавшегося противника предшествовал длительный и интенсивный артиллерийский огонь по его окопам и траншеям. Траншеи противника, расположенные, как правило, перпендикулярно к направлению стрельбы артиллерии, были слишком узки, чтобы в них можно было попасть из ствольного оружия. Большинство орудий били с перелетом или недолетом и не представляли для укрытых в окопах войск серьезной опасности. Действие снарядов, снабженных ударными взрывателями, в основном исчерпывалось созданием воронок. Образовавшиеся при взрыве осколки почти полностью зарывались в землю и были безопасны. Для атакующей пехоты и других незащищенных целей большую опасность представлял взрыв снаряда в воздухе, особенно при стрельбе на рикошет.

Другим примером стрельбы по площади является артиллерийская дуэль между кораблями с больших расстояний. В этом случае величина рассеивания превышает размеры цели. Поэтому для поражения цели прямым попаданием требуется большой расход боеприпасов.

В годы второй мировой войны появились новые мощные средства для поражения целей, расположенных на большой площади, — многоствольные реактивные пусковые установки и фугасные авиационные бомбы. Реактивные пусковые установки применялись как на восточном, так и на западном фронтах. При дальности стрельбы 4—6 км они отличались высокой скорострельностью. Реактивные снаряды небольших калибров снабжались осколочными боевыми головками, а крупные снаряды (весом около 40 кг), например немецкие, — тонкостенными фугасными боевыми частями, снаряженными значительным количеством взрывчатого вещества, взрыв которого вызывал мощную ударную волну. Давление во фронте ударной волны при взрыве таких снарядов оказывало на человека настолько сильное воздействие, что до сих пор ходят незабываемые легенды.

Ударная волна являлась основным поражающим фактором и при бомбометании по площадям. Вес бомб к концу второй мировой войны достигал нескольких тонн. Такие бомбы, будучи сброшенными почти одновременно самолетами крупного авиационного соединения на наземные объекты, вызывали колоссальные для того времени разрушения. Этот эффект был превзойден в конце второй мировой войны в результате появления атомной бомбы. В последующем мощность ядерного оружия была доведена до очень высокого уровня. В настоящее время она приравнивается к тысячам и миллионам тонн обычных химических ВВ.

В случае опасности применения тактического ядерного оружия в войне воюющие стороны будут стремиться рассредоточить свои войска таким образом, чтобы избежать слишком больших потерь в живой силе и технике при применении этого оружия противником. Рассредоточение вызовет различные трудности в управлении и боевом использовании войск.

Страна, не располагающая ядерным оружием, должна стремиться создать такое оружие, применение которого вынудило бы противника рассредоточить свои войска. Именно эта цель предусматривается в настоящее время при разработке оружия для стрельбы по площадям.

Анализ учений, проведенных в течение последних десяти лет, позволяет заметить характерное для всех государств стремление обеспечить боевые подразделения надежной броневой защитой. Для поддержки действий танков используются боевые машины пехоты, которые позволяют ей вести бой не спешиваясь.

Подразделения артиллерии оснащаются самоходными артиллерийскими установками, в которых экипаж и боеприпасы также защищены броней. Смысл этой тенденции заключается в том, чтобы защитить войска от воздействия радиации при преодолении ими зараженной радиоактивными веществами местности и уменьшить потери от огня стрелкового и артиллерийского оружия противника.

При создании аффективного оружия для стрельбы по площадям следует стремиться к тому, чтобы оно обеспечило не только необходимое воздействие на личный состав, но и на бронированные машины. Это дополнительное требование может быть удовлетворено различными способами. Совершенно не обязательно разрушать броневую защиту, когда есть другая возможность — помешать боевым машинам выполнить их задачу, например сделать небоеспособными экипажи этих машин. Если имеется хорошее взаимодействие между подразделениями оружия для стрельбы по площадям и органами разведки, можно нанести удар обычными осколочными боеприпасами по бронированным машинам в тот момент, когда они находятся в районе сосредоточения и их экипажи расположены вне машин. Конечно, огневой налет должен быть внезапным, чтобы личный состав не успел укрыться. На рис. 1, который взят из швейцарских источников, графически показано, что проходит около 6 сек, прежде чем первые солдаты укроются в своих машинах. Все экипажи сумеют укрыться только через 11 сек после начала огневого налета.


[24K]

Хорошие результаты даст также обстрел движущихся танков, поскольку командир танка вынужден будет закрыть башенный люк и сбросить дополнительные баки с горючим. При закрытом люке наблюдение за местностью возможно только с помощью оптических приборов. В этом случае обзор из танка ограничивается и ориентирование чрезвычайно затрудняется. Лишившись дополнительных баков, машина потеряет большую часть своего топлива, радиус ее действия значительно уменьшится. Опыт боев на Синайском п-ве показывает, что наличие дополнительных баков на машине при ее обстреле, как правило, приводило к пожару и потере танка. Поэтому, когда начинался бой, первой реакцией в большинстве случаев было сбрасывание этого опасного груза.

Классическим оружием для стрельбы по площадям является артиллерия. Однако обычная ствольная артиллерия не в состоянии обеспечить в короткое время полное уничтожение сил противника на площади в 20 га. Если положить в основу определения времени, необходимого для огневого налета, данные рис. 1, становится очевидным, что обстрел продолжительностью более 11 сек — пустая трата боеприпасов.

Площадь поражения осколками при взрыве снаряда 155-мм гаубицы составляет: 1000 кв. м для личного состава, который стоит на поле боя, и 375 кв. м для личного состава, который залег. Принимая для 155-мм гаубицы довольно высокую скорострельность (3 выстрела в 10 сек), можно установить следующее. Чтобы добиться требуемого эффекта на площади 20 га в течение 10 сек для целей первого типа, потребуется массированный огонь одиннадцати, а для целей второго типа — тридцати батарей шестиорудийного состава. Такое сосредоточение артиллерии для западногерманской армии невозможно. Поэтому, чтобы обеспечить ведение эффективного огня по площади, нужно идти по пути создания многоствольных реактивных пусковых установок.

Ракеты в войсках применяются уже давно. Не принимая во внимание случайные сведения, относящиеся в XI столетию, которые указывают на военное применение ракет в Китае и Италии, можно сказать, что широкое внедрение этого оружия началось примерно с середины XVIII века. Впоследствии ракеты появились почти во всех европейских государствах. Значение реактивной артиллерии в XIX столетии всегда сильно оспаривалось. Было много ее горячих сторонников, но еще больше решительных противников. Конструкторам того времени не удалось сделать ракету пригодным и надежным оружием. Когда же с помощью стабилизации вращением удалось повысить и без того уже хорошую точность ствольного оружия, реактивная артиллерия вышла из моды и о ней забыли.

Последний раз ракеты применялись в колониальных войнах в конце XIX века.

Когда во второй мировой войне многоствольные реактивные пусковые установки снова появились в некоторых воюющих странах, они стали дополнением к ствольной артиллерии. При их создании был использован опыт, накопленный в области аэронавтики. Эти установки стали использовать для внезапного обстрела крупных площадных целей, для борьбы с которыми огневой мощи артиллерии было недостаточно. Наиболее известными в то время были советские «катюши» и немецкие шестиствольные минометы. Американские и английские войска также имели подобное оружие.

Реактивные пусковые установки по сравнению с тяжелыми артиллерийскими орудиями являются довольно легким видом оружия. Незначительная сила отдачи, возникающая при выстреле, позволяет создать недорогую систему оружия небольшого веса. Это обстоятельство и способствовало возврату, несмотря на сенсационные неудачи, к реактивным пусковым установкам. Их развитие после войны шло на строго научной основе, что позволило изучить и устранить присущие им недостатки.

Таким образом, реактивное оружие стало надежным и эффективным боевым средством в руках артиллерийского командира. Рассеивание реактивных снарядов превышает по-прежнему рассеивание ствольных систем, поскольку оно зависит от большего числа параметров.

Однако реактивное оружие и ствольная артиллерия стали сравнимыми и вместе составляют гармонически дополняющее друг друга вооружение современной артиллерии. В первое десятилетие после войны реактивные пусковые установки развивались в Советском Союзе, в то время как западные страны не проявляли особого интереса к этому виду оружия.

В начале 60-х годов бундесвер приступил к созданию современных систем вооружения, в том числе и оружия для стрельбы по площадям. Было выдвинуто два основных требования к этому оружию: высокая эффективность против живой силы и возможность применения против танковых подразделений. После многолетних усилий в 1968 году были проведены войсковые испытания реактивной пусковой установки «Вегманн» (рис. 2), которая была принята на вооружение. Установка имеет 36 стволов и смонтирована на грузовом автомобиле. Для стрельбы применяются 110-мм реактивные снаряды длиной 2,25 м с твердотопливным двигателем. Стабилизация снаряда осуществляется путем применения на нем четырехперого стабилизатора. Во время работы двигателя снаряд поворачивается вокруг своей продольной оси. Для снарядов имеется комплект боевых частей различного назначения. Боевые части взаимозаменяемы, они имеют одинаковую форму и вес.

Все 36 снарядов можно выпустить за 18 сек. В состав батареи входит восемь пусковых установок (всего 288 снарядов). Дальность стрельбы из установки сравнима с дальностью стрельбы гаубицы примерно такого же калибра. Поэтому оба вида оружия могут использоваться совместно. По сравнению со ствольным оружием реактивные установки имеют значительно более высокую скорострельность. Этот факт не должен порождать мнение, что при использовании пусковых установок могут возникнуть трудности со снабжением их боеприпасами. Установки будут вести огонь в основном по разведанным важным целям. Поэтому речь может идти о нескольких залпах в день. Расчеты показывают, что для пусковых установок потребуется даже меньше боеприпасов, чем для гаубиц.

Вооружение сухопутных войск бундесвера 110-мм многоствольными реактивными пусковыми установками значительно увеличит их огневую мощь.

Военный зарубежник. 1969. № 7.

https://de.wikipedia.org/wiki/Leichtes_Artillerieraketensystem

С уважением, Пауль.

От Виктор Крестинин
К Пауль (25.07.2019 19:24:11)
Дата 26.07.2019 21:45:34

"На пути к псевдозалпу" (-)