От Kosta Ответить на сообщение
К СанитарЖеня Ответить по почте
Дата 26.03.2021 16:42:33 Найти в дереве
Рубрики WWI; WWII; Версия для печати

Так ли уж велика разница между генералами?


>Ну, если забыть о том, что описываются и иные места, и иные противники - то можно и попрекнуть. Но кажется мне, что у советских генералов и советских солдат, разумеется, были недостатки, и многие из них среди причин поражений 1941, но другие, не те, что у царских.

Сдается мне, что многие таки достались по наследству. Проявлялось это даже в мелочах - хотя, впрочем, какие ж это мелочи, для тех, кто сидит в окопах. Вот Толконюк пишет о ВОВ:

"Низкая культура мышления не позволяет осознать, что если достигнутые в ходе наступления рубежи находятся (как в 33-й армии по завершении Ржевско-Вяземской операции 1943 года) в низинах, которые не только просматриваются занимающим высоты противником, но и заливаются талой водой, то на удержание их уйдет больше сил и средств, чем на повторное овладение ими после отхода на более удобные позиции, и что, следовательно, конца войны запрет отходить с таких рубежей не приблизит, а отодвинет: на восстановление перемолотых в бессмысленных боях частей нужно время."

А вот генерал Молчанов о ПМВ:

"За те окопы, которые я строил, я получил благодарность, а меня бы нужно было, что я не донес вовремя и не настоял на том, чтобы этих окопов не было, — расстрелять! Окопы на болоте: привозили землю за две версты из тыла, строили дороги из двухвершковых досок, потому что болото идет. На кой ч-рт было? Ведь это нас спасало только от тех пуль, которые летят сверху, от шрапнели, которая летит оттуда. А когда они стреляли гранатами из-за этих окопов — у нас не было задней стенки, не из чего было делать. И это всё преподносилось Государю Императору такими ловкими людьми Генерального штаба, как был такой полковник Генерального штаба Балтийский63, начальник штаба дивизии был.

...Когда я ему говорил официально, что нужно что-то делать, что эти окопы [негодные] — нужно отойти всего на две версты. Тут никто не будет сидеть, ни один порядочный немец не сядет на это место, на болото. Зачем на болоте сидеть? Но нет, — нельзя, ни шагу! Отошли, отдали треть России, потом говорят: «Ни шагу назад». Это неладное дело. Почему немцы высиживали: знали, что они будут сидеть, — они занимали сухие места, а мы в болотах сидели? Но ничего нельзя было поделать."