От Melnikov Ответить на сообщение
К pamir70
Дата 09.01.2021 01:33:52 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

а есть где нибудь сравнение тактик подобных мероприятий?

Попробую сформулировать как мне все это видится...

22 июня 41.
Понятен фактор внезапности и все наши самолеты остались гореть на прифронтовых аэродромах. Но! Я тут вижу не только безысходность этих потерь но и фактор внезапности для подобного массированного налета.

Читаем худ.лит/мемуары/воспоминания и в середине войны частенько показана тактика примерно такого вида: несколько истребителей блокируют наш аэродром и не дают взлететь, подходит ударная группа и утюжит наши стоянки.
Опять же... короткий эффект внезапности сковывает самолеты на аэродроме и не дает им подняться. А соседи не успевают т.к. противник четко рассчитал по времени.

Итак выводы:
1) Четкий расчет по времени.
2) достижение ситуации внезапности.

При этом это не "после-знание" а вполне здравые выводы которые могли сделать еще тогда. (Пусть наши могли и не додуматься до тактики блокировки аэродромов, но в любом случае такие выводы на поверхности.)

Переходим к Курской битве.
и... сначала опять к 22 июня 41 т.к. нужна хронология
в этот день в 3:15 был нанесен массированны удар по нашим аэродромам
( время взял тут: https://document.wikireading.ru/25899 возможно указано по Берлину ) Но чтобы бомбить у это время надо было взлететь за 1-3 часа до этого!

и обратно к Курской битве.
Наши планируя бомбежку в 4-00 или 4-30, наши должны были понимать, что если немцы в этот же день планируют наступление и массовый вылет то вылетать они должны еще раньше т.е. просчет командования, а скорее всего недостаток развед.данных о начале бомбежки.
В самом деле, в то время когда наши в 4-30 заходили на цель, немцы в 4-13 заходили на бомбежку наших войск.
тут: http://militera.lib.ru/h/hazanov_gorbach/03.html
В экипаже самолета (борт 6N+GH) 5 июля я занимал место стрел ка-ради ста. В 4 ч 13 мин над целью на высоте 3000 м, заходя на бомбометание, нашу пару атаковали 12 русских истребителей типа ЛаГГ-3.

Фактически наши сделали большую ошибку (да, после-знание, но подумать о времени вылета можно было и тогда!) т.е. делали удар в тот же день что и нем.наступление.
По факту хотели как наземные войска сделать аналог упреждающего арт.налета (результаты которых весьма сомнительны), но не верно рассчитали время.

т.е. в момент когда наши взлетали немцы уже находились в воздухе или взлетали т.е. нашим, чтобы опередить, надо было взлетать еще вечером т.е. совершать ночной полет и ночное бомбометание по скрытой цели!! И это мало продуктивно в тех условиях, а вот налет за день ДО этого был бы продуктивен!

-------
Поэтому.
Я хорошо понимаю, что идея предварительного массированного удара по аэродромам противника имела смысл до 4-го июля, а днем 4-го июля ее смысл т.е. если не был согласован план операции на вечер 4-го, полностью терялся. Соответственно, понятно мнение тех кто предлагал штурмовку наступающих войск в противовес удару по аэродромам) который чем дольше с ним тянул тем менее становился результативным.
-------

А теперь собственно вопрос.
А впоследствии наши применяли массированные налеты на аэродромы и как их тактика изменилась?