От Locke Ответить на сообщение
К All
Дата 19.10.2020 14:45:41 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Смутные сомнения насчет 885-го проекта АПЛ

Граждане,

Если ли здесь люди, читавшие работу Фридмана об американских ПЛ после 1945 года? Там есть упоминание о любопытном проекте APHNAS, который появился как раз как дополнение к "лосям", в основном торпедным лодкам, с целью противодействия т.н. SAG - Surface Action Group, как они решили назвать наши КУГ (крейсеры, артиллерийские и ракетные, и ЭМ, тоже и такие и сякие), которые в конце 60-х стали появляться в Средиземке и очень сильно о себе заявили в ходе "Океана-70".

Там вообще длинная интересная история, насчет того что обнаружив эту форму противокорабельного применения надводных сил ВМФ СССР, мерикановы авианосники отмахнулись от любой помощи: "А-6 со всем этим справятся". Надводники пиндосьи им поверили, а подводники (ну то есть Риковер) - нет, и под довольно мощный реактор D1W начали ваять новую лодку с крылатыми - и при этом чисто противокорабельными, без всяких "томогавковских" заморочек по берегу - ракетами STAM. Так вот, этот проект получил название APHNAS (Advanced Performance Highspeed Nuclear Attack Submarine) и страничка про него вот тут, в копилке - http://vif2ne.org/nvk/forum/files/Nomat/(201019142335)_APHNAS_1971.pdf

Это начало 1971 года, и у нас тогда ничего похожего не было даже в проекте - там УВП для 20-ти противокорабельных ракет ЗА рубкой, скорость 30+ узлов, и подводное водоизмещение 13-14 тыс. тонн.

При беглом взгляде на активно сооружаемый в Северодвинске нынче - через 50 лет - проект 885 "Ясень", становится понятно, что это тот же самый корабль, разумеется, с поправками на прошедшие полвека - но по мощности ЯЭУ, размерам, пропульсивным и потенциальным боевым характеристикам "Ясень" и APHNAS очень близки.

Это все не к тому, что кто-то что-то у кого-то украл: APHNAS не были даже эскизно спроектированы, когда Зумвальт их зарезал, предпочитая потратить деньги на раскачивание возможностей "лосей" в эту, ракетную, сторону - так что там нечего было красть, кроме идеи.

Это я к тому, что активный выпил того, что буквально через несколько лет после Зумвалта (он ушел на дембель летом 1974-го) стало "советским ракетным крейсером" и начало наводить ужас на амеровы авианосцы, планировался не только и не столько силами палубной авиации, сколько усилиями специализированных АПЛ, в общем и целом настолько же технологичных, как и 670/949 проекты у нас, предназначенные тоже для борьбы с надводными соединениями.

Авианосники ихние всем говорили, что справятся, а на деле - почти все командиры АУГ и авианосных сил были летчиками-истребителями - не делали почти ничего и ничего не могли сделать до появления своей ПКР (AGM-84A) в конце 70-х.

А вот подводники пиндосьи - делали и сделали бы, если бы не надводник Зумвальт. Но и в этом случае, "лоси" так или иначе получили ряд модификаций в тактике и боевой подготовке, позволяющие им заблаговременно разворачиваться на носовых и кормовых курсовых углах эскортируемой АУГ и заниматься там как нашими лодками (с носовых КУ) так и нашими КУГ (с кормовых) на очень высоких тактических скоростях и вполне адекватным торпедным оружием.

Таким образом, мы продолжаем размывать пусть светлый, но весьма лубочный образ РКР пр. 58 и последующих вплоть до 1144, гибнущего под бомбами и ракетами "интрудеров" - первый удар по таким вот КУГ/ГКНС был бы из-под воды. В общем-то, вполне симметрично, как и у нас с этими противоавианосными дивизиями.