От Д.И.У. Ответить на сообщение
К apple16
Дата 07.08.2020 21:35:26 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Версия для печати

Подход неверный.

>Или добавить всех в форме кто под немецким началом + полноценные союзники типа финнов или венгров. Марионеток не берем чтобы локальные гражданские войны не смазывали картину.

>Кто больше настрелял тот больше и антигитлеровец.
>Или опять таки в процентах к населению.

>Но осталось понять - зачем считаем?

Национально-освободительная борьба представляется теоретиками в виде трёхступенчатой пирамиды, каждая ступень в которой поддерживает и обуславливает другую.
Верхняя, самая узкая - открытая партизанская борьба.
Средняя - организованное городское и сельское подполье.
Нижняя, самая широкая - пассивный саботаж властей со стороны обывательской массы.

Примерно так же соотносится и ущерб оккупационному режиму в результате национально-освободительной борьбы.
Соответственно, эффективность партизан оценивается не по количеству убитых оккупантов в прямых боях (их заведомо не может быть много ввиду неравенства сил в организации, квалификации, Технике), а по способности поддерживать и наращивать подполье (так как потенциальный ущерб от средней ступени выше).
Эффективность же подполья оценивается не по количеству прямых диверсий и собранных разведданных (они нужны и важны, конечно, но не они главное), а по способности побуждать нижний уровень к саботажу властей вместо сотрудничества с ними. В идеале через создание параллельной тайной власти.

С этой точки зрения пропаганда важнее заложенных бомб, а запугивание и вербовка низовых чиновников-коллаборационистов важнее нападений на вражеских офицеров (после которых публично казнят по несколько десятков заложников).
Потому что массовое сокрытие профессии и квалификации, например (когда инженер добровольно работает рабочим, слесарь землекопом, соглашаясь на снижение жизненного уровня, и вообще уклоняется и выживает по-минимуму вместо того, чтобы стараться) способно нанести намного больший ущерб, чем подрыв отдельного эшелона.

Короче, ущерб от борьбы на оккупированных территориях надо считать не по количеству убитых немцев, а по недоданному доходу в пользу оккупанта. То есть кто хуже работал от довоенного, тот и нанес наибольший ущерб.
Однако тут в действие вступает множество разнообразных факторов, в разной степени присутствующих в разных странах (например, Чехословакия была меньше доступна для авиации союзников, чем Франция - как для бомбежек, так и для поощрения подполья), удельный вес которых очень сложно оценить.
Поэтому и неприятие населением гитлеризма трудно оценить объективно. Кто больше недодал из того, что мог бы дать, и в какой степени по своей воле, а в какой по внешним причинам.