От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.07.2020 14:28:14 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Версия для печати

Топичный соцопрос конца Перестройки

ПОРТРЕТ ПРИЗЫВНИКА
(Экспресс-опрос)

В условиях ослабления международной напряженности меняются взгляды советских людей на место и роль Вооруженных Сил в жизни общества. Мысль об отсутствии военной опасности стала для значительной части населения (46 процентов опрошенных) преобладающей, и лишь одна треть считают, что военная опасность для СССР продолжает сохраняться.

Наметилась тенденция роста пацифистских настроений. Если в 1988 году 81 процент опрошенных высказались за необходимость укрепления обороны страны, то в 1989 году таких взглядов придерживались 59 процентов. Каждый седьмой убежден в том, что армия сегодня вообще не нужна, 22 процента — против действительной военной службы.

В связи с этим особо хотелось бы отметить возрастающее влияние средств массовой информации на сознание юношей. Например, среди опрошенных призывников, регулярно читающих газеты «Красная звезда», «Советский патриот», журнал «Советский воин», положительно отвечают на вопрос: «Есть ли в современных условиях необходимость крепить обороноспособность страны?» — 77 процентов. Ниже процент позитивных ответов среди читателей газеты «Комсомольская правда» (56 процентов), журналов «Юность», «Огонек» — соответственно 55 и 53 процента.

Заметное влияние на отношение юношей к военной службе оказывает позиция родителей и сверстников. Отцы в подавляющем большинстве высоко оценивают роль армии в воспитании своих детей. Например, 58 процентов призывников указали: и отец, и мать уверены, что служба в армии — почетный долг. Однако есть родители (31 процент), которые не хотят, чтобы их сыновья проходили действительную военную службу. Особенно это характерно для Средней Азии, Закавказья, Прибалтики. Тут данный показатель в два раза превышает средний по сравнению с другими регионами, где проводилось исследование. Характерно, что в семьях, где родители высказали негативное отношение к службе, 42 процента юношей придерживаются аналогичного мнения.

Вот динамика отношения юношей к действительной военной службе на протяжении последних пятнадцати лет. В 1975 году большой интерес к службе, понимание необходимости и важности выполнения воинского долга проявляли 77,6 процента, в 1986 году — 63, а в 1990 году — 11,6 процента опрошенных.

Справедливости ради стоит заметить, что интерес к военной службе определяется ее спецификой, условиями, моральным климатом в коллективе и т. д. И результаты опроса могут значительно отличаться. Например, по данным социологического исследования, в одной из автомобильных частей в 1989 году служили с большим желанием 22 процента солдат, а в 1990 году уже 21 процент.
Для сравнения отметим, что по данным социально-психологического исследования, проведенного в 1989 году институтом эмпирической психологии (г. Кельн, земля Северный Рейн-Вестфалия), в ФРГ в армию идут служить с желанием всего 50 человек из тысячи опрошенных (5 процентов). Наибольшее желание служить проявляется у юношей от 15 до 18 лет — 9,5 процента, а уже в возрасте 19—21 год — 3 процента, 22—24 года — 3,2 процента.

У нас десять лет назад 70 процентов опрошенных накануне призыва юношей говорили о высокой престижности профессии офицера, а 62 процента изъявляли желание стать ими. Сегодня офицером хочет стать лишь каждый пятый опрошенный. 48 процентов считают себя подготовленными к службе в армии во всех отношениях, 34 процента — подготовленными частично, 10 процентов — неподготовленными. Приведем данные о том, к каким военным специальностям призывники считают себя наиболее подготовленными: оператора — 9 процентов, водителя — 51, специалиста по ремонту и обслуживанию техники —10, к специальностям, предъявляющим особые требования к физической подготовленности и волевым качествам,-— 32 процента.

Наиболее престижными родами войск сегодня считаются воздушно-десантные — 36 процентов и пограничные — 30 процентов. По видам Вооруженных Сил: Ракетные войска стратегического назначения — 4 процента, Сухопутные войска —7, Войска ПВО — 5, Военно-Воздушные Силы — 6, Военно-Морской Флот — 8,5 процента. Как видно, решающими в выборе вида и рода войск оказываются романтика, привлекательность службы.

Меняются и другие качественные характеристики призывной молодежи. Сегодня резко уменьшилось число тех, кто до призыва на действительную военную службу прошел трудовую школу. Если в 1979 году рабочая молодежь составляла 80 процентов, учащаяся — 17, а неработающая и неучащаяся — 3 процента, то в 1989 году с производства пошли в армию 40 процентов призывников, с учебы — 50, неработающих и неучащихся среди них уже было 10 процентов.

Не может не беспокоить и тот факт, что растет число призывников, употребляющих до службы спиртное и наркотики. Исследования 1988 года показали, что 48 процентов опрошенных военнослужащих до призыва испытали пристрастие к спиртным напиткам, 4 — употребляли наркотики, 8 — имели приводы в милицию. В 1990 году возросло число молодых солдат, имевших до службы приводы в милицию за различного рода хулиганские действия и антиобщественное поведение в нетрезвом состоянии.

Отмечается рост национального самосознания, политической активности призывной молодежи. Число бывших неформалов среди пополнения доходит до 80 процентов. Исследования показывают, что почти каждый третий городской юноша причисляет себя к группам «спортивных фанатов», «рокеров», к различным объединениям, борющимся за сохранение природной среды, исторических и культурных памятников, и др. Заметна тенденция к политизации участников неформальных движений на национальной почве: 14 процентов опрошенных в 1990 году юношей относят себя к борцам за национальное единство. Среди молодых людей из сельской местности тяготение к объединению в неформальные группы слабее.

Каково же настроение юношей накануне призыва? В меньшей степени их беспокоят большие физические нагрузки (9 процентов), строгая регламентация армейской и флотской жизни (13 процентов). Больше пугает разлука с родными и близкими (48 процентов). (Исследования, проведенные с пополнением одной из частей, подтверждают, что в первые месяцы душевное состояние практически не меняется. Так, на тяжесть разлуки с родными сетуют 50 процентов молодых солдат, на строгость регламентации армейской жизни — 13, на большие физические нагрузки — 10).

Многие призывники обеспокоены тем как сложатся отношения со старослужащими воинами. Это называет каждый второй опрошенный. Большинство призывников знают о негативных явлениях в жизни воинских коллективов по материалам печати, телевидения (35 процентов опрошенных), посредством общения с уволенными в запас воинами (58 процентов).

Таким образом, результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторые положительные моменты в подготовке призывников (высокая информативность, достаточно развитые технические навыки), в целом система военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки призывников нуждается в улучшении.

Подполковник А. СКОРОДУМОВ,
инспектор Центра исследований социальных и психологических проблем


ОТ РЕДАКЦИИ. По нашему мнению, социологический портрет призывника дает не совсем полную картину отношения молодежи к военной службе. В частности, отсутствует мнение тех юношей, которые не явились на призывные пункты.

Думается, и вывод автора о необходимости улучшения военно-патриотического воспитания не совсем верен.

И все-таки при всех недостатках материал позволяет увидеть как бы со стороны те очень непростые социальные процессы, которые происходят сейчас в обществе с подрастающим поколением.


Военный вестник. 1991. № 1.


[218K]

С уважением, Пауль.