От sss Ответить на сообщение
К gull
Дата 27.05.2020 22:52:27 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1917-1939; Версия для печати

Re: У немцев...

>В октябре 1941 Наркомнефть выпустила, по разным данным, 118-119 тыс. тонн авиабензина (не считая КБ-70). ВВС КА за этот месяц потратили почти 95 тыс. тонн авиабензина - 27,6 тыс. тонн на фронте и 67,3 тыс. тонн в тылу. Здесь не учтено потребление бензина ВВС ВМФ, но оно было довольно скромным, во всяком случае гораздо меньше, чем разница между выпуском НКН и потреблением ВВС КА. С другой стороны, не учтен импорт бензина. В каждый из предыдущих месяцев войны выпуск авиабензина был выше, а расход ниже, чем в октябре. Уже в октябре выпуск был снижен из-за закрытия Ростовского ж/д узла и прекращения вывоза продукции Батумского НПЗ морем. В ноябре начался демонтаж Краснодарского, Туапсинского и Грозненских заводов, в результате выпуск авиабензина покатился вниз. Однако вплоть до весны 1942-го производство авиабензина соответствовало потреблению. Потом было немецкое наступление лета 1942, сопровождавшееся огромными потерями нефтедобычи и нефтепереработки. Тем не менее запасы авиабензина, накопленные в 1941-м, позволили пережить самые тяжелые месяцы второй половины 1942 и первой половины 1943, пока восстанавливающаяся нефтепереработка набирала темп.

Спасибо за информацию в любом случае, документы по снабжению ГСМ выложенные в интернет начинаются с мая 1942 и там уже намного меньшие цифры: на май 1942 весь ресурс высокооктанового авиагорючего (Б-74, Б-78, Б-95) это 51500 тонн для НКО и 7800 тонн для НК ВМФ, причем эта сумма включает как лимит расхода, там и передачу в моб.резерв (впрочем очень маленькую, всего 1500 тонн у НКО и 200 тонн у НК ВМФ). Из них отечественного производства - всего 42290 тонн, остальное импорт в виде бензина и компонент для смешивания.

Значит в октябре 1941 и ранее производство было еще существенно больше... впрочем трудно сразу оценить значение этого факта, октябрь 1941 это уже после летнего разгрома и радикального прореживания численности ВВС. Как важную отправную точку было бы более показательно сравнить довоенное производство и потребление (либо планы потребления на случай войны, сколько вылетов предполагалось делать по планам прикрытия авиации приграничных округов - известно, 15 вылетов на истребитель и 10 вылетов на бомбардировщик в первый месяц)

>Так что не в дефиците авиабензина причина неудач советских ВВС в 1941-1942, увы.

Речь о дефиците покамест шла не как о причине неудач (ясно, разумеется, что глупо сваливать неудачи на какую-то одну, пусть даже важную причину - в то время как очевидно, что этих причин много). Речь шла о дефиците как об главном факторе, лимитирующем:
- возможности по подготовке летных кадров для ВВС,
- возможности по применению ВВС,
а по совокупности этих факторов - и их предельную более или менее оправданную численность, выше которой не имеет уже особого смысла подниматься.

Хотя если поднимать вопрос о причинах неудач 1941 года, то там этот дефицит будет ИМХО вносить очень весомый вклад. И не только непосредственно, как фактор ограничивающий вылеты уже в ходе боевых действий; дефицит, видимо, был одной из главных причин того, что ВВС пришли к войне в таком состоянии в котором пришли, с хронически срываемыми планами боевой подготовки (причем не в единичных частях, а в массовом порядке) при массовой присылке пополнения на новые формирования, которое говоря прямо, ничего не умеет и зачастую нуждается чуть ли не в начальной подготовке заново.