От gull Ответить на сообщение
К Пауль Ответить по почте
Дата 25.05.2020 22:16:09 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1917-1939; Версия для печати

Re: Завышенные оценки...

>>То, что немцы не выпустили в 1941-42 больше самолетов, чем они построили, объясняется элементарно - это не было им очень сильно нужно.
>
>Я не силён в производственных процессах, но здесь вами сделано сомнительное утверждение. Ещё осенью 1938 года в люфтваффе приняли программу перевооружения с конечной целью в 19 000 самолётов первой линии и резерва к началу 1942 года.

Американская комиссия по изучению опыта стратегических бомбардировок (USSBS), которая после войны изучала немецкую авиапромышленность пришла ровно к таким же выводам - большую часть войны немецкие авиазаводы проработали с неполной загрузкой. Программа, которую вы упомянули предусматривала постройку 45700 самолетов к 1 апреля 1942, то есть в среднем ~1100 самолетов в месяц. Однако в последующие месяцы эти планы только сокращались. Производственная программа № 11, принятая весной 1939, предусматривала постройку только 24317 самолетов за 36 месяцев (до 1 апреля 1942). Объем этих производственных программ ограничивался в первую очередь количеством выделенных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), а не наличием производственных мощностей.

Вот несколько отрывков из отчета USSBS, посвященного немецкой авиационной промышленности:

а) Авиационные заводы, построенные Германией непосредственно перед войной и в первые два года войны имели достаточную производственную мощность, при работе в одну смену, чтобы выпустить то количество самолетов, которое требовалось Генеральному Штабу. Этот факт имел очень важное влияние на стратегические бомбардировки. Теоретически половина производственной мощности заводов могла быть уничтожена, и при этом вторая половина, работая в две смены, могла бы производить ровно столько же самолетов, что и раньше. Таким образом (в Германии) не возникала проблема резкого роста производственной мощности во время войны, с которой столкнулись Соединенные Штаты. В 1943 и 1944 стратегические бомбардировки заставили выделить альтернативные производственные мощности, рассредоточенные по стране, но, можно предположить, что в отсутствие бомбардировок, те предприятия и оборудование, которыми располагала Германия в 1941, смогли бы обеспечить весь выпуск самолетов, достигнутый в пиковые месяцы войны.

б) Излишне большой была не только производственная мощность, но и количество производственного оборудования, выпуск которого соответствовал гораздо большему масштабу производства, чем тот, который был достигнут в 1938 и 1939. Немецкие производители в тридцатые годы вели интенсивные исследования в области технологии авиационного производства и разработали передовые для того времени технологии "серийного" или конвейерного производства. В 1939, когда авиапромышленность выпускала в среднем 700 самолетов в месяц, она работала в одну смену с 40-часовой рабочей неделей. Все праздники соблюдались, а все серийные модели были хорошо освоены. Эти сведения, касающиеся производственной мощности и передовых методов производства на немецких авиационных заводах отмечались посетителями заводов и публиковались в журнальных статьях в Соединенных Штатах и Великобритании задолго до начала войны.


С производством авиадвигателей было еще веселее:

Производственная мощность авиамоторной промышленности была более чем достаточна для обеспечения программ по выпуску самолетов в первые годы войны, это приводило к тому, что на некоторых заводах объем выпуска моторов был ниже экономически обоснованного уровня.

Ну и, в качестве куръеза, о качестве управления авиационной промышленностью:

Яркой иллюстрацией низкого качества управления производством со стороны Министерства Авиации является история завода Хеншель в Шенефельде. В 1940-1941 завод участвовал в программе производства самолетов Ju 88. Министерство Авиации санкционировало перейти на выпуск Hs 129. Когда производственная оснастка была готова на 50% проект был отменен. После этого компании было приказано готовится к производству Ju 188. На этот раз подготовка производства была выполнена на 100%, но изготовление самолетов едва успело начаться, когда этот проект был отменен, чтобы освободить место для производства Me 410 с темпом 400 самолетов в месяц. После того, как очень дорогостоящая оснастка была изготовлена на 80% процентов, и этот проект был отменен, а Хеншелю было приказано перейти на выпуск Ju 388. На производство оснастки для этого проекта было потрачено от 300 000 до 400 000 человеко-часов, когда программа выпуска этого бомбардировщика была полностью отменена, и завод закончил войну выпуская крылья для Ju 88 в варианте ночного истребителя.

Краски, конечно, немного сгущены - на самом деле завод все же выпускал кое-какую продукцию, но все описанное имело место быть.

С уважением,

gull