От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.03.2020 19:48:55 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Армия; Версия для печати

Быть или не быть «колёсным танкам» в российской армии

О роли и месте машины огневой поддержки мотострелковых подразделений в перспективной системе вооружения Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации

Г.И. ГОЛОВАЧЕВ, доктор технических наук
Полковник запаса С.В. КОТОВ, кандидат военных наук
Подполковник запаса В.В. ДУЛЕПА, кандидат технических наук
Полковник В.В. КУЖЕВ, кандидат технических наук


Анализ тенденций развития средств вооруженной борьбы показывает, что на поле боя будущего будут противоборствовать не отдельные образцы, а целые системы, обеспечивающие одновременное воздействие на все элементы боевого порядка войск и на всю инфраструктуру противника. В соответствии с принципом противоборства «система против системы» противодействовать таким системам можно с помощью таких же или более развитых систем.

В данной связи возрастает актуальность более полной реализации системного подхода к планированию перспектив развития вооружения и военной техники (ВВТ), который состоит в переходе от его совершенствования путем создания совокупности отдельных новых образцов к развитию систем вооружения войсковых формирований различного уровня, обеспечивающих полное и эффективное решение возлагаемых на них боевых задач.

Данный подход в настоящее время широко применяется в практике планирования перспектив развития как отечественного, так и зарубежного вооружения. При этом в связи с возрастанием сложности и разнообразия задач, возлагаемых на перспективные системы ВВТ, наметилась тенденция к появлению в их составе новых типов.

Анализ информации об оснащении сухопутных войск иностранных государств новыми типами вооружения показывает, что в армиях США, Франции, Италии, Китая, ЮАР, Бразилии, Бельгии и ряда других стран появились на вооружении колесные боевые бронированные машины, относящиеся к типу боевых машин огневой поддержки (МОП).

За рубежом такие машины называют колесными танками. Однако термин «колесный танк» с военно-технической точки зрения не достаточно корректен. Это, скорее, неофициальная метафора, употребляемая по отношению к современным боевым машинам огневой поддержки(1).

Военные эксперты государств, в которых образцы бронетанкового вооружения (БТВ) такого типа были разработаны и получили распространение, классифицируют их как машины огневой поддержки или истребители танков. Они представляют собой боевые машины на колесном шасси высокой проходимости, вооруженные пушками калибра 90, 105 или 120 мм, имеющие бронирование, защищающее от огня стрелкового оружия(2).
_________________
1. Боевые машины огневой поддержки. Независимый военный портал «Военный информатор». URL: http://military-informant.com/category/info/c136-bmop (дата обращения: 01.03.2018).
2. Преимущества и проблемы колесных танков. Военное обозрение. URL: http://topwar.ru/21066-preimuschestva-i-problemy-kolesnyh-tankov.html (дата обращения: 01.03.2018).



Такие боевые машины с тяжелым вооружением предназначены для борьбы станками, другими бронированными целями и непосредственной поддержки войск на поле боя в ходе ведения наступательных, оборонительных боевых действий и их разновидностей.

Наиболее представительными образцами боевых бронированных машин, которые могут использоваться в качестве МОП, являются: мобильная пушечная система (MGS) M1 128 «Страйкер» (США); боевая разведывательная машина AMX-10RC (Франция); истребитель танков Centauro (Италия); машина огневой поддержки PTL-09 (Китай); тяжелый бронеавтомобиль Rooikat (ЮАР); машина огневой поддержки ЕЕ-9 Cascavel (Бразилия); машина огневой поддержки SIBMAS AFSV-90 (Бельгия); машина огневой поддержки MOWAG Piranha IIIC DF90 (Швейцария).

Достаточно широкое распространение боевых машин такого типа обусловлено их высокой приспособленностью к выполнению боевых задач огневой поддержки, решаемых в ходе вооруженных конфликтов, а также растущей урбанизацией, развитием современной дорожной сети, стремлением к снижению расходов на эксплуатацию за счет использования колесного шасси.

Следует отметить, что ни авиация, ни артиллерия при решении задач прорыва подготовленной обороны не способны полностью заменить наземную боевую машину, наступающую в едином боевом порядке с подразделениями пехоты и непрерывно поддерживающую ее огнем.

Разработчики бронетанковой техники иностранных государств полагают, что основные боевые танки, не имеющие «конкуренции» при ведении боевых действий на пересеченной местности, в городских условиях будут уступать таким колесным машинам в мобильности и маневренности, топливной экономичности и простоте освоения.

В качестве слабой стороны МОП отмечается недостаточный уровень бронирования. Однако, по мнению зарубежных военных специалистов, при этом недостатке она способна на достаточно высоком уровне выполнять ряд функций танка. Крупнокалиберное пушечное вооружение позволяет обеспечить эффективную поддержку огнем мотопехотных подразделений, нанесение поражения долговременным огневым сооружениям, укрепленным позициям, зданиям, поддержку огнем спешившихся пехотинцев, борьбу с бронированными целями противника.

В открытых информационных источниках отсутствует описание примеров массового применения таких машин в общевойсковом бою при действиях в едином боевом порядке с другими боевыми бронированными машинами (танками, БМП, БТР). Данное обстоятельство делает проблематичной объективную и всесторонне обоснованную оценку (подкрепленную опытом боевого применения) их боевой эффективности.

Вместе с тем все же имеется определенный боевой опыт, на основе которого зарубежными военными экспертами осуществлялись технические доработки МОП, а также совершенствовались взгляды на способы ее боевого применения.

Так, например, итальянские боевые машины Centauro прошли проверку в боевых условиях в ходе миротворческой операции «Restore Норе» проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь боевых машин Centauro из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты, которой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших основу итальянского контингента сил ООН.

При проведении боевых действий выяснилось, что броневая защита боевой машины Centauro (как и других бронемашин этого класса) явно недостаточна. Участники боестолкновений отмечали, что она не способна защитить экипаж от бронебойных пуль крупнокалиберных пулеметов, не говоря о более мощных средствах поражения. Известно также, что боевые машины Centauro использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения повстанцев и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами(3).
_________________
3. Бронеавтомобиль Fiat IVECO/OTO Melara В1 «Centauro». Современные бронеавтомобили. Большая военная энциклопедия. URL: http://zonwar.ru/bronetexnika/sovr_BTR (дата обращения: 01.03.2018).


В 1997 году боевые машины Centauro в составе гвардейского кавалерийского полка принимали участие в операции «Alba» по предотвращению гражданской войны в Албании. В 2006 году в иракском городе Насирия итальянские войска использовали боевые машины Centauro совместно с танками «Леопард» при штурме укрепленных огневых позиций.

Полученный опыт применения таких машин в Сомали, Албании и Ираке тщательно изучался и анализировался западноевропейскими экспертами. Именно миротворческая операция в Сомали послужила отправной точкой для пересмотра роли и места боевых бронированных колесных машин в современных вооруженных конфликтах.

Опыт применения на африканском континенте французских колесных боевых машин АМХ-10RC и южно-африканского тяжелого бронеавтомобиля Rooikat продемонстрировал их определенную эффективность в борьбе против танков Т-54, Т-55 и Т-62, которыми были оснащены анголо-кубинские войска.

Подразделения французской армии, вооруженные колесными боевыми машинами AMX-10RC, принимали активное участие в операции «Буря в пустыне», показав необходимую результативность. Особо отмечалась их высокая стратегическая мобильность. В крайне неблагоприятных климатических условиях пустыни машины совершали длительные марши, с ходу вступали в бой. Маневр танками на сопоставимые расстояния потребовал бы гораздо большего времени. Среди недостатков, выявленных в войне 1991 года, указывается недостаточное бронирование, что привело к принятию решений, направленных на повышение защищенности, в том числе и противоминной стойкости(4).
_________________
4. Колесный танк (БМОП) AMX-10RC // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/12320-kolesnyy-tank-bmop-amx-10-гс.html (дата обращения: 01.03.2018).


Созданные американскими разработчиками мобильные пушечные системы MGS Ml 128 «Страйкер» в период с 2003 по 2011 год активно использовались в Ираке, а с 2009 года — в Афганистане.

По взглядам зарубежных военных специалистов, состоящие на вооружении их армий боевые машины огневой поддержки способны достаточно эффективно решать широкий спектр задач, среди которых: огневая поддержка мотопехотных подразделений в ходе ведения ими наступательных и оборонительных боевых действий, прежде всего в борьбе с бронированными целями, включая танки;

нанесение поражения долговременным огневым сооружениям, укрепленным позициям, зданиям;

участие в штурме укрепленных огневых позиций в городских условиях;

блокирование путей сообщения и коммуникаций; сопровождение колонн с материально-техническими средствами и гуманитарными грузами.

Все это свидетельствует о том, что МОП в зарубежных странах рассматривается как боевая бронированная колесная машина, имеющая высокую мобильность, крупнокалиберное пушечное вооружение и предназначенная для огневой поддержки пехоты на поле боя и поражения бронированных целей противника, а также для ведения разведки.

Поскольку в системе ВВТ Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) аналогичный тип вооружения в настоящее время отсутствует, то актуальным является вопрос о целесообразности его создания и определения возможных роли и места в перспективной системе вооружения Сухопутных войск (СВ) ВС РФ.

При формировании планов и программ развития ВС РФ необходимо своевременно реагировать на трансформацию стоящих перед ними задач с учетом изменений форм и способов военного противоборства, происходящих на основе развития инновационных технических возможностей.

В современной системе вооружения ВС РФ к типу боевых машин огневой поддержки относятся такие боевые гусеничные машины, как боевая машина поддержки танков (БМПТ) и самоходная противотанковая пушка «Спрут-СД» (СПТП «Спрут-СД»).

БМПТ, как следует из ее названия, предназначена для огневой поддержки танковых подразделений, а СПТП «Спрут-СД» — для огневой поддержки подразделений воздушно-десантных войск.

Вместе с тем к настоящему времени остается открытым вопрос о целесообразности создания на колесном шасси машины огневой поддержки мотострелковых подразделений, что обусловливает актуальность рассматриваемой темы.

Определение возможной роли и места МОП в перспективной системе вооружения СВ неразрывно связано с реализацией планов ее развития, выполнением оперативно-тактических требований, предъявляемых к комплектам бронетанкового вооружения общевойсковых формирований. Эти требования заключаются в обеспечении одинакового уровня защищенности, подвижности и командной управляемости для образцов БТВ, действующих в едином бронированном боевом порядке с целью достижения высокого уровня их боевого взаимодействия. Исходя из данных требований образцы БТВ, входящие в состав соответствующих комплектов, должны создаваться на единых базах. Следует признать, что существующая система БТВ этим требованиям не отвечает:

Системное решение указанных вопросов развития БТВТ осуществляется путем перехода от создания отдельных образцов к разработке интегрированных семейств машин на унифицированных шасси (унифицированных межвидовых платформ).

В соответствии с реализуемыми планами номенклатура перспективных унифицированных образцов БТВТ будет представлена тремя семействами: двумя на гусеничной базе (унифицированная межвидовая тяжелая и средняя гусеничные платформы) и одним на колесной базе (унифицированная межвидовая средняя колесная платформа).

После принятия на вооружение перспективных образцов БТВТ и развертывания их серийного производства появляется возможность создания трех типов комплектов БТВТ для перспективных общевойсковых формирований (ОВФ) нового облика, которыми могут быть тяжелые бригады, оснащаемые БТВТ на тяжелой гусеничной платформе, и два типа средних бригад, оснащаемых БТВТ на средних гусеничной и колесной платформах.

Наиболее актуальной является задача создания МОП для средней бригады, оснащаемой колесными БТР (БМП), в которых применение основных боевых танков является проблематичным. Такие машины должны создаваться на средней колесной платформе, образуя тем самым новый тип БТВТ.

В настоящее время в состав СВ ВС РФ входят общевойсковые бригады (танковые и мотострелковые).

В состав танковой бригады из основных боевых подразделений входят три танковых батальона и один мотострелковый батальон на БМП (мсб на БМП), а в состав мотострелковой бригады — три мотострелковых батальона (на БМП или БТР) и один танковый батальон.

Танковые бригады предполагается использовать преимущественно на главных направлениях боевых действий: в обороне — как правило, в составе вторых эшелонов и резервов для нанесения контрударов (проведения контратак) и разгрома вклинившегося противника, а при выделении в состав первых эшелонов — для усиления устойчивости и активности обороны; в наступлении — в составе ударных группировок в первом и втором эшелонах, на направлении главного удара для разгрома основной группировки противника и развития наступления в глубину, а также для действий в отрыве от главных сил армии, корпуса.

Мотострелковые бригады, обладая высокой боевой самостоятельностью и универсальностью способны выполнять боевые задачи в обороне и наступлении в различных условиях местности, в любую погоду, на главных или второстепенных направлениях, в первом или втором эшелоне, находиться в общевойсковом или оперативном мобильном резерве, рейдовом отряде, выделять силы и средства в состав противодесантного резерва, воздушного (морского) десанта.

Мотострелковая бригада на БТР обычно наступает на второстепенном направлении.

Учитывая определенную специализацию танков и БМП (БТР) по поражаемым целям, структуры танковых (мотострелковых) бригад сформированы таким образом, чтобы обеспечивать эффективное взаимодействие мотострелковых и танковых подразделений и своевременное поражение всей номенклатуры назначенных целей. Выполнение данного требования обеспечивается за счет того, что для решения конкретных боевых задач танковые батальоны (роты) усиливаются мотострелковыми ротами (взводами), а мотострелковые батальоны (роты) усиливаются танковыми ротами (взводами).

При выполнении боевых задач танковым батальоном приоритетность целей, подлежащих поражению приданной ротой на БМП, заключается в поражении в первую очередь танкоопасной живой силы (ТОЖС), пехоты, открыто расположенной и находящейся в укрытиях (окопах, траншеях, ДОТах, ДЗОТах), а затем — бронированных и небронированных образцов ВВТ.

При выполнении боевых задач мотострелковым батальоном приоритетность целей, подлежащих поражению приданной танковой ротой, заключается в поражении в первую очередь танков, бронированных и небронированных образцов ВВТ, а затем — пехоты, находящейся в укрытиях (окопах, траншеях, ДОТах, ДЗОТах).

В существующих мотострелковых бригадах на БТР роль МОП, как правило, выполняют танки, предназначенные для уничтожения сильнобронированных и других целей.

В настоящее время мотострелковые бригады на БТР могут привлекаться к решению различных боевых задач, которые возникают в локальных войнах, при ведении боевых действий с иррегулярными вооруженными группировками на значительном удалении от основных сил, в том числе на территории других стран. При этом для обеспечения высокой мобильности боевых подразделений в составе мотострелковых бригад создаются боевые тактические группы, которые комплектуются, как правило, бронетранспортерами БТР-82А(80) из мотострелковой бригады на БТР. Такие боевые тактические группы на БТР выполняют узконаправленные специальные боевые задачи.

Для расширения номенклатуры выполняемых задач и повышения эффективности их решения необходимо применение совместно с БТР в составе боевых тактических групп образцов БТВ с одинаковым уровнем подвижности, защищенности, командной управляемости и наличием крупнокалиберного комплекса вооружения. Такими образцами БТВ могут быть машины огневой поддержки. В связи с этим МОП для боевых тактических групп на БТР должны быть на колесном ходу, обладать одинаковым уровнем подвижности и быть способны преодолевать водные преграды на плаву.

Целесообразно рассмотреть следующие возможные варианты места колесной МОП в составе ОВФ.

П е р в ы й — замена танкового батальона мотострелковой бригады на БТР батальоном огневой поддержки на колесных МОП (боп).

В т о р о й — введение в состав мотострелковой бригады на БТР дополнительно боп.

Т р е т и й — создание перспективной высокомобильной бригады в составе СВ.

Замена танкового батальона в составе мотострелковой бригады на БТР батальоном огневой поддержки может обеспечить определенные преимущества, но в то же время связана с рядом недостатков.

С одной стороны, обеспечивается выполнение оперативно-тактических требований одинакового уровня защищенности, подвижности и командной управляемости образцов БТВ, действующих в едином бронированном боевом порядке ОВФ. С другой — более низкий уровень защищенности колесной МОП по сравнению с танками не позволит решать боевые задачи, возлагаемые на мотострелковую бригаду, на требуемом уровне.

Предварительные результаты математического моделирования выполнения боевых задач мотострелковой бригадой с батальоном огневой поддержки по сравнению с мотострелковой бригадой с танковым батальоном показывают, что для решения аналогичной боевой задачи как потребное количество МОП, так и их потери могут возрасти в 1,5—2 раза.

Полученный результат свидетельствует о невозможности выполнения боевых задач, возлагаемых на мотострелковую бригаду на БТР при замене танкового батальона батальоном огневой поддержки. Следовательно, такой вариант применения МОП не целесообразен.

Введение в состав мотострелковой бригады на БТР дополнительного батальона огневой поддержки позволит формировать различные боевые (мобильные) тактические группы, в состав которых будут входить БТР и колесные МОП одинакового уровня подвижности и защищенности. Такие боевые тактические группы будут эффективнее выполнять боевые задачи:

по сопровождению автомобильных колонн;

по захвату отдельных отдаленных населенных пунктов, расположенных в труднодоступной горной местности;

по охране и обороне блок-постов;

по обеспечению огневой поддержки , при отходе оперативных и тактических групп.

Также предлагаемая структура мотострелковой бригады на БТР позволит эффективнее выполнять боевые задачи при нахождении в общевойсковом или оперативном мобильном резерве, рейдовом отряде, при выделении сил и средств в состав противодесантного резерва, воздушного (морского) десанта.

Третьим вариантом применения МОП в составе ОВФ является создание мобильного компонента в составе СВ, основу которого могли бы составлять высокомобильные мотострелковые бригады, приспособленные для быстрой переброски на большие расстояния в целях решения внезапно возникающих задач. Они предназначались бы для действий в вооруженных конфликтах и локальных войнах преимущественно против иррегулярных войсковых формирований противника, не имеющего на вооружении современных мощных средств поражения, а также против средних и легких сил высокотехнологичного противника.

Так как новый облик СВ ориентирован в значительной степени на применение в вооруженных конфликтах и локальных войнах, то он требует от боевых подразделений оперативно-тактической мобильности и автономности в составе тактических групп в любых условиях.

В данной связи создание в структуре СВ мобильного компонента является актуальной задачей. Основу такого мобильного компонента могли бы составить высокомобильные мотострелковые бригады, в состав которых может быть включено до двух батальонов огневой поддержки, оснащенных МОП. Это предложение вытекает из анализа требований по авиатранспортабельности, оперативно-тактической подвижности, а также по решаемым боевым задачам.

Достигнуть оптимальных вариантов улучшения оперативной и тактической подвижности возможно при наличии на вооружении подразделений образцов боевой техники с одинаковой базой. В данной связи необходимо в структуре высокомобильной мотострелковой бригады на БТР вместо танков использовать колесные МОП, имеющие характеристики мобильности и подвижности не хуже БТР.

На колесную МОП будут возлагаться важнейшие задачи по огневой поддержке БТР мотострелковых формирований, являющихся основным элементом боевых порядков мотострелковых войск и их основным средством ведения боя.

Если рассматривать боевую задачу мотострелкового формирования в наступлении, то к моменту его перехода в атаку, за счет сосредоточения сил и средств, а также предварительного огневого поражения противника, должно быть достигнуто двух-трехкратное превосходство в силах и средствах над обороняющимися войсками противника при наступлении на второстепенном направлении, а на участке прорыва — четырех-шести кратное.

Огневая поддержка мотострелков, осуществляемая вооружением БТР в ходе атаки переднего края, является явно не достаточной. Поэтому мотострелковые подразделения при решении боевых задач необходимо усиливать подразделениями огневой поддержки на МОП. Например, мотострелковый батальон усиливается ротой МОП (ротой огневой поддержки), мотострелковая рота — взводом МОП (взводом огневой поддержки).

Цели, подлежащие поражению МОП, могут быть определены, исходя из условия эффективного огневого взаимодействия БТР и МОП, назначения для МОП тех целей, которые недостаточно эффективно поражаются БТР.

При таком подходе достигается оптимальное целераспределение между БТР и МОП, обеспечивающее полное и своевременное поражение всей номенклатуры целей, подлежащих поражению мотострелковыми подразделениями.

Цели, подлежащие поражению мотострелковыми подразделениями в ходе выполнения ими боевых задач, укрупненно можно отнести к следующим типам: танки, ВВТ на боевых бронированных машинах (ББМ), ТОЖС открыто расположенная, ТОЖС в оборонительных сооружениях. Эти цели могут располагаться на малых, средних и больших дальностях.

При этом БТР преимущественно поражают ТОЖС, пехоту со стрелковым вооружением, слабобронированные и небронированные цели на малых дальностях, а МОП — средне и сильнобронированные цели (при их наличии), а также ТОЖС, находящуюся в оборонительных сооружениях на средних и больших дальностях. Целераспределение между БТР и МОП по дальности до целей представлено в таблице.

С появлением в боекомплекте МОП осколочно-фугасных снарядов и осколочно-шрапнельных снарядов с управляемым подрывом на траектории полета существенно возрастет их вклад в решение сложной задачи надежного поражения (подавления) пехоты противника, находящейся в траншеях и окопах.


[62K]

Требования, предъявляемые к МОП, будут зависеть от предназначения и задач, возлагаемых на высокомобильные мотострелковые бригадой.

Высокомобильная мотострелковая бригада предназначена для выполнения тактических задач самостоятельно или во взаимодействий с соединениями и частями других родов войск и специальных войск, с авиацией, а на приморских направлениях и с силами Флота.

В организационно-штатной структуре высокомобильных бригад могут быть выделены Следующие элементы: управление, боевые подразделения, подразделения боевого обеспечения, подразделения технического и тылового обеспечения.

Такая высокомобильная мотострелковая бригада по своему составу будет в состоянии самостоятельно выполнять боевые задачи без дополнительной поддержки. В ее составе может быть 3-4 мотострелковых батальона на БТР и 1-2 батальона огневой поддержки.

Возможный вариант организационной структуры высокомобильной мотострелковой бригады (мсбр) на БТР представлен на рисунке.


[45K]

В итоге можно заключить, что машина огневой поддержки мотострелковых подразделений должна представлять собой боевую бронированную колесную машину, предназначенную для огневой поддержки мотострелковых подразделений на БТР (колесных БМП), поражения укрытой живой силы, бронированной и небронированной боевой техники, других объектов противника.

МОП может применяться во всех видах общевойскового боя и их разновидностях, боевых и других тактических действиях на основных континентальных стратегических направлениях и в отдельных оборонительных районах.

Применение МОП в составе мобильных тактических групп может обеспечить необходимую огневую поддержку мотострелковых подразделений на БТР (колесных БМП) при сохранении их требуемого уровня мобильности и автономности.

В случае создания в составе Сухопутных войск перспективной высокомобильной бригады с подразделениями огневой поддержки, оснащенными МОП, повысятся возможности по решению внезапно возникающих задач по ведению боевых действий в вооруженных конфликтах и локальных войнах в регионах различной удаленности, требующих быстрой переброски войск на большие расстояния.

Таким образом, на основе анализа зарубежного опыта и комплекса задач, стоящих перед ОВФ, рассмотрены вопросы целесообразности создания нового типа бронетанкового вооружения — машины огневой поддержки мотострелковых подразделений и определения ее возможных роли и места в перспективной системе вооружения СВ ВС РФ.

Статья имеет дискуссионный характер, не содержит однозначных рекомендаций и приглашает к обсуждению поставленных вопросов экспертов научно-исследовательских и образовательных учреждений Минобороны России на страницах специализированного издания.

Военная мысль. 2018. № 12.

С уважением, Пауль.