От Locke Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев
Дата 14.02.2020 14:14:58 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Давайте рискнём внести ясность

>В прямом значении этих определений, без негативных идеологизированных коннотаций. "Жизнь такая".

>Проведение интервенционных операций на отдаленных (заокеанских) ТВД требует наличия воздушной компоненты, а она в свою очередь носителя, который может быть быстро (в оперативном смысле) развернут в нужном районе.
>Это в общем, в теории.

>России его иметь мало целесообразно ввиду отсутствия перспектив таких операций и "проклятия географии".


Иллюзия взаимопонимания здесь может быть особенно злостной.

Итак, мы говорим "авианосец". Подразумеваем что?

Этот постинг для тех, кто тут же видит картинку "Нимитца" или чего-то столь же грандиозного.

Так вот, происхождение таких кораблей - прямой результат наличия в природе атомной бомбы. И важно здесь даже не "как и почему это вышло?", есть масса работ на эту тему, как наиболее доходчивую можно порекомендовать Джерри Миллера, "Как бомба спасла морскую авиацию", здесь важнее другой вопрос: когда это произошло?

Это произошло в 50-х годах. Первый раз боевую атомную бомбу на борту авианосца собрали в декабре 1951 года - до этого таких экспериментов не было ни разу, Р2V и AJ летали с трёх "мидуэев" с МГМами. Меньше чем через 4 года, в октябре 1955, введен в строй первый супер-авианосец, CV-59 "Форрестол". Это корабль для атомного удара по целям на территории СССР и ВД. И все, что далее было построено в США и носило при этом название Aircraft Carrier, является по существу реализацией этой - именно этой - важнейшей функции. Да, там добавился Вьетнам с его "альфа-страйками", но по существу, все доступные супер-авианосцам виды проекции мощи на берег, вот с этого 1951 года и по наши дни, нанизаны именно на эту функцию. Запомним еще раз эти временнЫе отсчеты: конец 1951 и конец 1955.

И теперь ирония судьбы. Вот почти ровно между этими отсчётами, в марте 1953 (решились-таки после смерти Вождя Народов - шучу), небольшая дизельная лодка USS Tunny(SSG 282) была переоборудована под надводный старт КРМБ Regulus, и первые успешные пуски этих КР были выполнены с нее 15 июля 1953 года.

Понимаете, о чем речь? Позиционируемые ВМС США как основное средство ядерной войны и ядерного же сдерживания супер-авианосцы получили конкурента в этом лице еще ДО того, как первый из них был введен в строй. С учетом дальнейшего развития ПЛАРБ и окончательного перехода ядерной ноши на их ракетные палубы, я давно задаюсь вопросом: есть ли в военной истории прецедент, когда созданная для конкретной не тактической даже, а оперативно-стратегической схемы система оружия успела передать главную роль в этой схеме чему-то другому еще находясь "на стапеле", но тем не менее начала и прожила довольно длинную и интересную жизнь, как бы "поддерживая" эту роль? И параллельно занимаясь тем, о чём Вы и пишете - проводя колониальную, империалистическую политику. Было еще такое где-либо?

Для меня очевидно, что супер-авианосец как таковой мог состояться только и исключительно в Штатах: как в силу экономико-политических, так и геополитических реалий. Тут смешалось всё: бомба, развитый флот, его заслуги в недавней войне (а заслуги в основном как раз авианосные), борьба за бюджет, Transoceanic Navy's Eurasian Rim и прочая, и прочая. Ни в какой другой стране это было - и есть - невозможно в принципе.

Именно поэтому основной вывод: нам, коль скоро мы не пиндосы, НЕЛЬЗЯ мечтать о супер-авианосцах и даже пытаться придумать для них какую-то нишу в национальной и блоковой (ОДКБ, БРИКС) доктринах. Это растение здесь никогда не приживётся, оно не может здесь расти и уж тем более плодоносить. И на этом дискуссию о супер-авианосцах по-русски предлагаю завершить.

И подумать о семи типах того, о чем я тут написал ранее: https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2919305.htm

Тут важно по-прежнему не трогать десантуру: только так можно получить ответ на больной вопрос о "Кузнецове", его судьбе и его замене, если она действительно имеет смысл.

ИМХО, там надо обратить пристальное внимание на два варианта: уж больно неоднозначный (с 1994 по 2001 оконченный строительством корабль не могли ввести в строй по технической готовности)"Шарль де Голль" и уж больно экстравагантный CVF, точнее, на развитие первого по имени РА2 и на то, что у них - РА2 и CVF - было теоретически общего. А ведь было не только теоретически, но и практически. По сути, РА2 это CATOBAR и атомный CVF, с все теми де двумя островами. Но... Сдается мне, что французы не пошли на планируемое вместе с британцами строительство трёх кораблей и сдежали, оставив британцам их два, в основном из-за тлетворного влияния "Шарля де Голля": дорого, ненадёжно и вообще как-то уродливо. Короче, надо смотреть на условия, в которых с 1996 по 2003 у англичан и французов мысли по поводу будущих авианосцев вместе гуляли по Парижу и пили вино. Мне представляется, что теория и практика вопроса о "Кузнецове" может быть сравнена именно с этой туманной историей, слегка приправленной проблемами "Шарля", которые, будучи в общем-то немного другими инженерно, забавным образом совпадают с проблемами "Кузнецова" концептуально.

Ну то есть если совсем грубо, отвечая на риторический вопрос "зачем нам "Кузнецов"?, имеет смысл представить, что на шарике есть только две страны - Россия и Франция - забыть про остальных и спросить французов: а вам зачем "Шарль де Голль"? Он не дымит, конечно, но винты с него отваливаются. Он без трамплина и с американскими катапультами, но динамика взлетно-посадочных операций из-за недостаточной длины корпуса и слабости пароэнергетики корабля в принципе не намного лучше "кузнецовской". Да, "Рафаль-М" самолет крутой, но в принципе то же поколение, что и Су-33 и МиГ-29К. Нам таки есть что сравнивать, отвечая на эти в общем-то схожие вопросы.

И второй вопрос для французов: что там с РА3? Вы собираетесь менять "Шарля" на что-то новое? Это будет развитие РА2, то есть по сути CVF типа Queen Elizabeth в CATOBAR-версии и с ЯЭУ или это будет - если будет - нечто иное? И если да - то зачем?

Это не значит, конечно, что мы получим ответы. И что ответы, если мы их получим, будут релевантны для нас. Но это точно лучше и ближе к истине, нежели влезать в бесконечное болото рассуждений об амфибийно-десантных кораблях со сплошной полетной палубой, и гораздо лучше и куда ближе к истине, чем эротически мечтать о "нимицах" и "фордах".

Как Вам такой подход?