От B~M Ответить на сообщение
К B~M Ответить по почте
Дата 08.01.2020 02:55:49 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: Начало Второй...

По поводу обращения Рузвельта помог себе сам. Оно было не опубликовано, а разослано для вручения послам в Лондоне, Париже, Берлине, Риме и Варшаве – видимо, поэтому не слишком широко известно, особенно у нас. В моём переводе:
“Безжалостные бомбардировки с воздуха гражданских лиц в неукреплённых населенных пунктах в ходе военных действий, которые шли в разных уголках земли в последние несколько лет, приводили к увечьям и смерти тысяч беззащитных мужчин, женщин и детей, вызывая содрогания у всех цивилизованных мужчин и женщин и глубоко ранив человеческую совесть.
Если к этой форме нечеловеческого варварства прибегнут в период того трагического конфликта, который сейчас разгорается над миром, сотни тысяч невинных человеческих существ, которые даже отдалённо не участвуют в разразившихся военных действиях и не несут за них никакой ответственности, потеряют свои жизни. Поэтому я направляю этот безотлагательный призыв к каждому правительству, которое может быть вовлечено в военные действия, публично подтвердить свою непреклонность в том, что его вооружённые силы ни в каком случае и в никаких обстоятельствах не будут бомбардировать с воздуха гражданское население или неукреплённые города, исходя из понимания того, что те же правила войны будут тщательно соблюдаться всеми их противниками. Я прошу немедленного ответа. Франклин Д. Рузвельт.”

(Исходник – https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1939v01/d564 )

Послы, в том числе поверенный в делах в Берлине Кёрк, исправно отчитались о том, что ни у кого из принимавших их правительств и в мыслях не было обижать гражданских, поляки даже продублировали через своего посла в Вашингтоне. В частности, Кёрк получил ноту от Риббентропа, содержавшую ответ Гитлера: “… гуманитарный принцип воздерживаться от бомбардировки невоенных целей при любых обстоятельствах в связи с военными операциями полностью соответствует моей собственной точке зрения и защищался мной ранее. … Со своей стороны, я уже заявил в совей сегодняшней речи в Рейхстаге, что германские воздушные силы получили приказ ограничить свои операции военными целями. … Адольф Гитлер.” Более того, Германия через голландского посла в тот же день передала полякам предложение ограничить воздушные атаки военными целями, на что те немедленно согласились.
В то же время посол в Варшаве (Биддл) в первые же дни начал сообщать (со слов польского мин.ин.дел Бека) о бомбардировке Львова (01.09, 70 убитых гражданских), Цеханува и Люблина (02.09, 21 убитый, 36 раненых и 30 убитых соотв.), а 3 сентября прилетело в посольскую виллу в Констанцине под Варшавой (который ещё в марте был выбран как место эвакуации дипкорпуса), но не взорвалось – был сделан вывод, что целью пикировщика был кирпичный завод (с трубой) в 500 метрах.

4 сентября американцы запросили «привилегию» для своих военных атташе инспектировать места бомбардировок, где был нанесён ущерб гражданским. Явно и сразу согласились только французы. А британцы зато заявили Даладье, передававшему им польские просьбы о бомбардировках, что они «постоянно держат в уме призыв президента», а также намекнули досаждавшему им криками о помощи польскому послу (Рачиньскому), что бомбардировка Берлина (например) не даст никаких серьёзных преимуществ, зато утвердит общественное мнение США в поддержке Акта о нейтралитете и тем самым оставит Англию и Францию без снабжения. (Британцы провели рейды против немецких кораблей 3 и 4 сентября, 4-го подловив «Адмирала Шеера», но 3 попавшие бомбы не взорвались, зато были потеряны 2 Веллингтона и 5 Бленхеймов, один из которых случайно угодил в надстройку «Эмдена», убив 9 или 11 моряков, ставших первыми жертвами Кригсмарине – на этом всё стихло до конца сентября.)
5-го вечером вслед за польским правительством Биддл отправился на восток. 12-го телеграфировал из Кшеменца (Krzemieniec, 'defenseless open village', скорее всего, под Перемышлем) о его бомбардировке 4-мя самолётами, 11 убитых, 40 раненых. Там весь дипкорпус прятался, и папский нунций попытался инициировать коллективное заявление, но итальянцы, испанцы и болгары саботировали, поэтому договорились жаловаться каждой стране отдельно.

13-го Deutsches Nachrichtenbüro распространило следующее заявление (мой перевод с англ.):
В последнее время участились случаи, когда польские правительственные и военные власти призывают население открытых городов сопротивляться входящим германским войскам в пределах городов и деревень. В Варшаве население призывалось листовками, польским радио и другими способами вести войну «вольных стрелков» (franc-tireur). Сам город был обстрелян польской артиллерией (они сами себя обстреливают! – В М). В этой связи верховное командование германских вооружённых сил делает следующее заявление: чрезмерная осмотрительность, проявляемая немецкой артиллерией и немецкими лётчиками для открытых городов и деревень основана на той предпосылке, что они не объявлены и не сделаны военными зонами самими нашими противниками. Поскольку поляки, невзирая на своё собственное население, отвергают этот принцип, германские вооружённые силы с сего дня будут преодолевать сопротивление в таких местах всеми имеющимися в их распоряжении средствами. Германские воздушные силы совместно с тяжёлой артиллерией предпримут те военные меры, которые уместны для демонстрации таким местам со всей очевидностью в максимально короткое время тщетности их сопротивления. Ответственность за последствия, которые тем самым возникают для тяжело страдающего населения, падает исключительно на польское правительство и его некомпетентную группировку беспринципных военачальников.

15 сентября польское правительство начало жаловаться (в т.ч. через Голландию – самой Германии) на «методические бомбардировки» открытых населённых пунктов, с использованием зажигательных бомб и прочих безобразий в нарушение взятых Германией обязательств. В ответ Рузвельт 18 сентября (через посла в Румынии) заверил поляков, что он «глубоко потрясён» сообщениями о жертвах и что он «искренне надеется», что правительства воюющих стран возобновят запрет бомбить гражданских и примут меры к обеспечению того отношения к мирному населению, которого после ответов на его призыв от 1 сентября «ожидает мир». 21 ентября Госдеп повторил то же самое для польского посла в Вашингтоне.

Резюмируя:
Поляки поздно спохватились – лишь тогда, когда поняли, что их окончательно кинули и никто Германию бомбить не будет, но с интернированным в Румынии правительством громко шуметь было уже затруднительно. Немцы сначала сделали вид, что намерены играть по правилам, а потом – что поляки сами виноваты, но особо не напрягались отмазываться, так как давления не чувствовали. Французам с англичанами тему качать было невыгодно, так как признание германских нарушений означало, что у них развязаны руки для бомбёжек Германии, а за это могла и ответка прилететь – к эскалации они готовы не были. Америка, очевидно, в этот раз решила, что она и так достаточно сделала, чтобы быть святее всех, а излишняя шумиха в прессе на эту тему может сыграть не в ту сторону, если и когда англо-французы начнут «воздушное наступление». Так что 25 сентября по Варшаве немцы отбомбились совершенно спокойно. А откуда в Википедии взялась дата 18 сентября (процитировано в моём корневом постинге) – совершенно не ясно.