От Пауль Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К Виктор Крестинин Информация о пользователе Ответить по почте
Дата 04.08.2019 20:50:33 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики Современность; Флот; Армия; ВВС; Игнорировать ветку Найти в дереве

Вот тебе, кстати, цитата из той эпохи (нач. 1991 г.)

В целом объективный процесс привел к тому, что решать проблему унификации военной техники стало труднее. Сложилась ситуация, при которой даже в отдельных типах одного и того же вида оружия, например в истребителях, повысилась несовместимость комплектующих элементов. Если же взять однотипное вооружение видов Вооруженных Сил, то его узлы и детали унифицированы еще в меньшей степени. В значительной мере это связано с тем, что военно-техническая политика в последние десятилетия перестала быть единой.

Основные ее направления разрабатываются в видах Вооруженных Сил и не всегда согласуются по ряду вопросов, в том числе в области унификации узлов и деталей военной техники. Положение еще более осложнилось в связи с тем, что я системе «заказчик — производитель вооружения» все больше стали проявляться элементы автаркии с одной стороны, и монополизма производителя — с другой. Приведу только один пример. Сегодня в Сухопутных войсках пять основных марок боевых машин — Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80. У некоторых семейств имеются многочисленные модификации. Названные типы машин разнятся конструкцией и технологией исполнения. Уровень их унификации далек от современных требований. Если, скажем, в ходе боевых действий танк Т-64 выйдет из строя, восстановить его, используя детали танков других типов, невозможно. Годятся разве что боеприпасы и топливо. Даже масло уже не подходит.

Спросите: почему же так? Разве нельзя было, скажем, из тех же машин Т-64, Т-72 и Т-80, которые принадлежат одному классу и поколению, выбрать лучший для производства? Конечно, так и следовало сделать, хотя бы учитывая опыт Великой Отечественной войны. Но дело в том, что военно-промышленный комплекс меньше всего считается с запросами войск. Пробивают то, что им выгодно. У каждого КБ есть свое лобби в лице начальника или другого заинтересованного лица. Обычно это Герои Советского Союза или Герои Социалистического Труда, зачастую члены ЦК КПСС (по крайней мере так было раньше). А интерес у каждого КБ свой: заказ — это и звания, и назначения, и премии, и режим наибольшего благоприятствования.

Взять хотя бы танк Т-64. Машина требует мастерского, можно даже сказать, нежного обращения. А водят ее молодые специалисты. Все офицеры, с кем довелось встречаться, в один голос ругают тех, кто принял ее на вооружение, подписав акт о приеме.

Чисто ведомственный подход ограничивает распространение важных научно-технических достижений в Сухопутных войсках, авиации, ПВО и на флоте, сужает возможность унификации узлов и деталей, ведет к ненужным экономическим издержкам. Все сказанное дает основания утверждать, что нужна не только военно-техническая политика, но и ее межвидовая координация.


С уважением, Пауль.