От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.05.2019 21:50:25 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Никита Сергеевич посетил в 1962 году Северный флот.

Записка Н.С. Хрущева в Президиум ЦК КПСС о поездке на Северный флот

3 августа 1962 г.

Сов. секретно

В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС

О поездке на Северный флот

С 19 по 23 июля вместе с т.т. Устиновым, Малиновским, Горшковым, Епишевым и председателями оборонных госкомитетов мы находились на базах и кораблях Северного военно-морского флота.

В Североморске мы осмотрели собранные в ангарах ракеты и различную технику Военно-Морского Флота, находящуюся на вооружении, и опытные образцы. Затем ознакомились с подводными атомными и дизель-электрическими лодками и надводными кораблями, береговой обороной, а также посетили ряд военно-морских баз, познакомились с условиями жизни и быта моряков-североморцев и их семей, осмотрели учебные кабинеты, где проходят подготовку подводники, побывали в жилых городках.

Должен сказать, что мы ощущали большое удовлетворение, знакомясь с состоянием нашего флота, особенно, когда сравнивали его с прошлым. Я видел учения кораблей на Дальнем Востоке в 1954 году во время пребывания в Порт-Артуре и Владивостоке(184) и ознакомился с состоянием Военно-Морского Флота и береговой обороны. Тогда возник вопрос — нужно ли развивать надводный флот, который не отвечает современному развитию военной техники. Вооружение, базирующееся на классической нарезной артиллерии, устарело, оно не отвечало современному уровню науки и техники и поэтому должно было уступить место новому виду оружия. У нас было много совещаний и заседаний, на которых обсуждали вопрос о перспективах развития Военно-Морского Флота. Президиум ЦК пришел к выводу, что необходимо изменить направление и создавать новый флот с ракетным оружием(185).

Правильность этого решения подтверждена практикой, жизнью. В этом мы еще раз наглядно убедились во время пребывания на Северном флоте.

Сейчас особенно видно, что мы правильно тогда решили не строить тяжелых крейсеров с артиллерией и взамен их создали новые ракетные крейсера проекта 58 значительно меньшего водоизмещения. Мы были на этом корабле, ходили в море и наблюдали стрельбу с этого корабля по морским целям крылатыми ракетами П-35(186). Ракетная техника действовала безотказно, и она вызывала восхищение как у наблюдающих за стрельбой, так и у офицеров и матросов корабля.

Необходимо завершить работу по перестройке флота. Когда рассматривался вопрос о направлении в строительстве Военно-Морских Сил, то по предложению моряков было разрешено закончить строительство эсминцев проекта 56, вооруженных обычной артиллерией. Хотя за последние годы стало совершенно ясно, что эти корабли устарели, так как они вооружены нарезной артиллерией, все же Военно-Морской Флот и Министерство обороны не внесли предложений о прекращении их строительства.

Во время бесед, когда мы на корабле проекта 56 выходили в море, военные моряки и кораблестроители говорили о том, чтобы перевооружить эти корабли, снять с них артиллерию и поставить ракеты. Думаю, что такие предложения неправильные. Они неправильные потому, что такие корабли не могут решать боевых задач в современной войне. Ведь даже специально спроектированный и построенный для ракетного оружия корабль проекта 58, вооруженный ракетами, в современных условиях не может полноценно решать боевых задач, стоящих перед флотом.

Военным с привлечением специалистов оборонных комитетов следует провести игры (учения) действий надводного военного флота и определить, какие задачи смогут решать эсминцы, какие функции они должны выполнять.

При обмене мнениями во время пребывания на корабле мы пришли к выводу, что в современных условиях эсминец не может быть эффективно использован в системе Военно-Морского Флота. Как заявили военные моряки, эсминец в основном предназначен охранять берег, обеспечить выход подводных лодок из своих баз и возвращение на эти базы на расстоянии 500-1000 километров. Однако на такое расстояние теперь могут действовать малые ракетоносные корабли. Кроме того, ракетоносцы типа Ту-16 и Ту-22, приспособленные для запуска ракет, смогут также решать эти задачи. Может быть достаточно береговой ракетной техники, самолетов-ракетоносцев типа Ту-16 и Ту-22 и боевых катеров, вооруженных ракетами, для решения задач, которые раньше возлагались на эсминцы. Эти функции также с успехом могут выполнять ныряющие ракетные катера, которые, находясь под водой, сумеют наблюдать за подходом противника и уничтожать его.

Мы условились, чтобы моряки вместе с судостроителями проработали эти вопросы, провели игры — учения и потом доложили свои соображения. Этот вопрос надо решить и более четко определить роль надводных кораблей в системе вооружения Военно-Морского Флота.

Более подробное ознакомление с подводными лодками и ракетным вооружением для них не по плакатам и чертежам, а в натуре, наблюдение стрельб, ознакомление с ходовыми качествами подводных лодок на большие расстояния, поход атомных подводных лодок подо льдами на Северный полюс(187), 55-дневный поход под водой одной из атомных подводных лодок, походы от 40 до 50 дней других атомных лодок показали, что подводные лодки сейчас — это наиболее могущественное, действенное оружие, которое отвечает всем требованиям современного морского боя.

При современном ракетном вооружении подводного флота надводный флот утратил свое значение. Возьмем, например, крейсер. Какие задачи он выполнял? Это плавучая артиллерийская батарея, которая должна уничтожать военно-морской флот противника, не допускать вражеских кораблей к своим берегам, разрушать укрепления на берегу противника и обеспечивать десантные операции, а также нарушать коммуникации противника. Эти функции теперь с успехом будет выполнять подводный флот.

Если раньше подводный флот предназначался главным образом для пиратского нападения на корабли противника, то теперь подводные лодки — это основная военно-морская сила, потому что они вооружаются ракетами, которые стреляют точно и на большие расстояния. Подводные лодки, вооруженные ракетами с ядерными зарядами большой мощности, могут стрелять по настильной и баллистической траекториям на расстоянии тысячу — две тысячи и более километров по площадям, портам, базам, а также прицельно по кораблям. Они могут стрелять как с надводного, так и подводного положения.

Следовательно, все функции, которые выполняли крейсера, сейчас лучше, более надежно и на значительно большем расстоянии выполняет подводный флот. Подводные лодки трудно обнаружить, они могут вести огонь из-под воды и скрываться от преследования противника.

Хочу с большим удовлетворением отметить, что, несмотря на непонимание и даже некоторое сопротивление отдельных военных работников, не обладающих чувством нового, было взято правильное направление в развитии Военно-Морского Флота, и страна имеет мощный подводный флот, вооруженный современными боевыми средствами. Жизнь в короткий срок подтвердила, что это было правильное решение, и теперь оно не оспаривается. И те товарищи, которые выражали сомнение и даже сопротивление, теперь признают, что они проявили недопонимание необходимости такого решения.

Надо сказать, что личный состав кораблей подводного флота от высших командиров до матросов в восхищении от современных подводных лодок.

Для дальнейшего развития подводного флота наука и техника дают новые большие возможности по улучшению условий для личного состава, автоматизации, которая в ряде проектов лодок уже заложена. Все это позволит сократить количество команды, еще более повысить надежность и безотказность работы механизмов подводных лодок. Многие из этих вопросов сейчас уже решены и осуществляются.

Напрашивается такое предложение. Может быть, следует иметь в Военно-Морском Флоте малые ракетоносные корабли, вооруженные крылатыми ракетами, с тем, чтобы они обеспечивали выход подводных лодок и вход их на базы, боролись с подводным флотом противника. Надо также иметь корабли противолодочной обороны, береговую ракетную артиллерию и тральщики для траления мин. Техника сейчас дает возможность широко использовать мины, поэтому траление путей подхода к берегу — важнейший вопрос. Для этого надо иметь современные тральщики.

Для действий по кораблям противника на удаленном расстоянии от берега должны применяться, как у нас и решено, самолеты-ракетоносцы. Сейчас эти задачи выполняют Ту-16, в дальнейшем Ту-22 и другие.

Подводные лодки при хорошей разведке океана могут эффективно действовать по надводным кораблям противника на больших расстояниях. А мы можем иметь хорошую разведку океана с помощью космических спутников-разведчиков, которые могут давать точную информацию.
В будущем, когда будет информация со спутников, по надводным кораблям на большие расстояния сможет действовать береговая ракетная техника — управляемая баллистическая ракета.

В результате более детального ознакомления на базах и во время стрельб в море, которые я наблюдал, а также из бесед с адмиралами, генералами, офицерами у меня сложилось мнение, что нам следовало бы пересмотреть решение о дополнительном строительстве кораблей-ракетоносцев увеличенной дальности типа проекта 58. Было принято решение построить четыре таких корабля, а потом намечено построить еще шесть. Всего десять. Думаю, что надо остановиться на том количестве, которое было принято ранее, то есть построить четыре корабля, так как они все в большой готовности. Можно было бы закончить эту серию и больше не строить.

Головной крейсер проекта 58 стоит 25,8 миллиона рублей, а большая подводная лодка проекта 675 — 33 миллиона рублей. Зачем же нам еще дополнительно делать 6 кораблей, которые, хотя и вооружены современным оружием, никакой существенной роли, если будет война, не сыграют. Они будут служить мишенью. Поэтому лучше строить подводные лодки. Очевидно, следует прекратить проектирование и строительство такого типа кораблей и сосредоточить энергию людей и материальные ресурсы на строительстве подводного флота, вооруженного всеми системами ракет разного назначения.

Видимо, следует опять провести работу по пересмотру типажа кораблей Военно-Морского Флота с тем, чтобы не затрачивать средства и силы на устаревшие проекты кораблей. Это должно сделать Министерство обороны, а тов. Устинову вместе с Госпланом, Госкомитетами рассмотреть эти предложения и доложить ЦК. Это надо сделать, не откладывая в долгий ящик.

Для вооружения подводного флота созданы хорошие ракеты. Мы наблюдали пуски ракет с надводного и подводного положения лодок. Очень хорошую ракету сделал тов. Макеев В.П. с подводным стартом. Во время одной из бесед тов. Макеев внес предложение на базе этой ракеты создать двухступенчатую ракету с дальностью 2,5 тысячи километров с таким же зарядом (миллион тонн). Ракета вписывается в те же габариты той же подводной лодки. Моряки вначале не поняли т. Макеева. Они сказали, что им не нужны ракеты на такую дальность.

Предложение тов. Макеева очень интересное. Думаю, что его надо поддержать. Тов. Макеев сказал, что потребуется примерно полтора года для создания этой ракеты. Следует поручить т. Макееву внести конкретные предложения по этому вопросу.

Подводная лодка, вооруженная такими ракетами, будет очень мощной. Американская подводная лодка, вооруженная ракетами «Поларис»(188), как об этом сообщалось в печати, имеет 16 ракет мощностью по 300 тысяч тонн каждая. На нашей подводной лодке значительно меньшего тоннажа три ракеты мощностью заряда по одному миллиону тонн каждая. Не исключено, что дальнейшие работы по совершенствованию заряда позволят еще выше поднять ее боевую мощность. Но и заряд в миллион тонн очень хороший для ракет подводной лодки. Наши более мощные подводные лодки позволят разместить и большее количество ракет.

У нас разработан проект атомной транспортно-десантной подводной лодки(189). Решение о создании такой подводной лодки правильное. Давайте построим ее, изучим и тогда определим дальнейшее направление в этом деле.

Мы слушали и конструкторов подводных лодок, они все были с нами. Я получил большое удовлетворение от бесед с конструкторами, которые высказали смелые инженерные мысли о размещении более современных ракет на подводных лодках и в большем количестве. Например, конструктор тов. Пустынцев П.П. доложил о проработке проекта новой атомной подводной лодки, которая будет иметь 16 ракет П-500 и 14 ракет П-120. Эти ракеты будут иметь дальность стрельбы 500 и 120 километров по кораблям с надводного и подводного положений и по берегу на расстояние 1200 км. Это очень хорошо задуманная лодка с компактным расположением ракет по новой схеме.

Видимо, прекращение строительства надводного флота крейсерского типа будут теперь переживать не только военные моряки, но и некоторые конструкторы, строители этих кораблей. Я сказал конструктору корабля проекта 58 тов. Перькову А.К., чтобы он думал о создании гражданских транспортных и рыбопромысловых судов с тем, чтобы лучше загрузить стапеля и эллинги судостроительных заводов и строить крупнотоннажные суда.

Мы слушали генерального конструктора т. Челомея. Надо сказать, что ракеты конструкции т. Челомея при стрельбах с подводных лодок, надводных кораблей и с берега работали безотказно и точно. Стрельбы ракетами т. Челомея с берега и с корабля показали, что они являются боевыми ракетами и в то же время разведчиками, так как они просматривают при полете обстановку на море и могут давать целеуказания. Тов. Челомей высказал очень интересное предложение об унификации крылатых ракет его системы. Он предложил создать одну ракету разного назначения с двигателем тов. Туманского и другую ракету на твердом топливе. Эти две ракеты заменят несколько существующих ракет. Это очень интересное предложение и его следует одобрить. Тов. Челомей представит конкретные предложения для рассмотрения в ЦК и Правительстве.

Тов. Челомей докладывал также о работах по созданию спутника-разведчика. Это очень интересная и нужная система разведки обстановки в океанах.

По этой системе решение уже принято, и надо ускорить работы по его реализации. В первую очередь надо ускорить пуски систем спутника-разведчика (УС), который предназначен для того, чтобы осуществлять разведку в океанах кораблей противника и сообщать о них нашему флоту.

Сейчас при ракетном вооружении нашего подводного флота для борьбы с подводным и надводным флотом противника, уничтожения военно-морских баз и нанесения удара по другим объектам во время войны необходимо ускорить создание морской космической разведки. Это задача номер один. Географическое расположение нашей страны и европейских стран социалистического лагеря не позволяет иметь надежный выход самолетов-разведчиков в океан. Если взять, например, район Мурманска, то и здесь противник, который будет угрожать нам с Запада, может создать большие трудности при выходе нашей авиации в океан. Поэтому единственно возможный и реальный путь разведки океанов — это космическая разведка. Надо форсировать создание этих средств.

Чтобы лучше решить эту задачу, необходимо ускорить создание мощностей по производству ракет УР-200 и объектов УС. А для того чтобы эта система разведки была более совершенной, надо приложить все усилия к тому, чтобы наша аппаратура управления была по весу и габаритам минимальной. Схемы управления ракет и спутников мы имеем хорошие, но веса и габариты их все еще велики. В этом деле имеются большие возможности. Мы сейчас должны сосредоточить внимание и решить задачу создания микромодулей как первостепенную задачу.

Теперь я хотел бы высказаться относительно использования устаревших типов кораблей, которые сейчас сняты с вооружения, и тех, которые в ближайшее время, видимо, будут сняты с вооружения. Вряд ли мы сможем продать их кому-нибудь. Я видел много кораблей, стоящих в бухтах на консервации. Они не могут быть использованы даже во время войны. Мы несем совершенно неоправданные затраты.

У меня возникла мысль — нельзя ли использовать эти корабли для рыболовного флота. Теперь наши рыбаки ушли далеко от своих берегов, они ловят рыбу у берегов Гренландии и Америки, и, очевидно, они пойдут дальше — к берегам Кубы, Мексиканскому заливу и к Африке. Но у нас не хватает плавбаз и рефрижераторов. Их надо, конечно, строить специально. Но, может быть, целесообразно будет использовать крейсера. Таких крейсеров, которые сейчас можно использовать для этого, тов. Горшков назвал четыре. С них можно снять оружие, срезать все надпалубные надстройки, выбросить все, что для плавбазы не требуется, и сделать соответствующие надстройки над палубой: нижние этажи крейсера использовать как производственные цехи для переработки рыбы и складские помещения, а верхние этажи — под жилье. Такие корабли можно выводить своим ходом в океан, где они будут выполнять функции плавбаз, как это делается на китобойном промысле. А рыболовецкие суда ловили бы рыбу и на коротком расстоянии сдавали ее на корабли-матки, где производилась бы переработка рыбы.

Я обменивался мнениями с конструкторами этих кораблей и, в частности, попросил тов. Перькова, конструктора корабля проекта 58, продумать вопрос о возможности переделки этих кораблей под рыбплавбазы. Когда мы потом обменивались мнениями, то тов. Перьков сказал, что он возьмется за это дело. Тов. Перьков и тов. Бутома проработают этот вопрос и доложат свои соображения.

Кроме того, надо сейчас подумать об использовании и остальных крейсеров, которые находятся в составе вооруженных сил, потому что они боевого значения не имеют, а для визитов наших адмиралов и государственных деятелей теперь можно на ракетоносце проекта 58 более торжественно совершать переходы и с большим политическим эффектом. Это, видимо, и стоить будет дешевле. Мне сказали, что содержание крейсера стоит свыше 2 миллионов рублей в год. Это пустая трата денег, потому что в случае войны эти корабли никакой роли не сыграют.

Эту задачу надо решать постепенно: при вводе в строй одного ракетоносца проекта 58 передавать для переделки под гражданские нужды 2-3 старых крейсера, а с вводом в строй четвертого ракетоносца проекта 58 передать под гражданские нужды все оставшиеся старые крейсера. А личный состав будет высвобождаться с этих крейсеров, и пригодный по состоянию здоровья к подводной службе переводить на подводный флот или обслуживание подводного флота и на другие объекты и в подразделения Военно-Морского Флота.

Мы очень сожалеем, что товарищи, которым в свое время было поручено продумать вопрос об использовании крейсеров, которые были на плаву с большой готовностью, не внесли предложения об их использовании. Они нам пригодились бы для баз подводного флота или для рыболовного флота.

У нас 80 эсминцев типа 30бис. Большинство из них находится на консервации. Я поручил тт. Горшкову и Бутоме подумать об использовании и этих кораблей. Их, очевидно, можно использовать как транспортные суда для приема рыбы и ее переработки, а может быть, переоборудовать под рефрижераторы. Тогда у нас вырос бы рыболовный флот.

Нашим инженерам следует подумать — нельзя ли эсминцы 30бис сделать спаренными типа катамаранов; тогда на палубах можно было бы сделать большие надстройки, как на крейсере. Это были бы промышленные базы по приемке, переработке и хранению рыбы. Раньше нам говорили, что эсминцы невыгодно использовать для рыболовного флота. Надо посмотреть, правильно ли такое утверждение? Эти корабли уже созданы. А ведь мы другой раз идем на использование устаревших судов, которые также менее экономичны. А если использовать эсминцы как суда, которые могут быть базами для приема и переработки рыбы и где будут необходимые условия для рыбаков, то это, видимо, окажется целесообразным.

Отдельно хочу сказать о судостроительном заводе в Северодвинске. Это прекрасный завод. Здесь неплохие кадры. Хорошее впечатление производит директор тов. Егоров Е.П., главный инженер тов. Савченко И.М. и другие руководящие работники завода. На заводе порядок, внешний и внутренний вид цехов хороший, видно, что есть хозяин, который умело руководит предприятием.

Когда я был на заводе, мною дано задание директору завода тов. Егорову и тов. Бутоме, чтобы они проработали вопрос о возможности расширения крупнотоннажного судостроения.

При посещении пунктов базирования подводных лодок мною было обращено внимание на то, что в ряде случаев в этих базах не совсем правильно ведется проектирование и строительство жилых городков, где живут семьи моряков, подводников. Особенно эти недостатки заметны в Иоканге. Жилые дома, школы, детские учреждения и другие культурно-бытовые сооружения разбросаны друг от друга на значительном расстоянии с большой протяженностью коммуникаций. Это создает большие неудобства и сложности в их эксплуатации и для жизни людей, особенно в условиях Севера. Там скальные грунты, и строительство является крайне трудным и дорогостоящим.

Видимо, в условиях Севера целесообразно строить здания не в четыре-пять этажей, а восемь-десять и более. Следовало бы проектировать и строить поселки более компактно с многоэтажными домами, в которых размещались бы квартиры, магазины, кино, детские учреждения и школа, то есть такие дома представляли бы собою комплексные жилые и культурно-бытовые сооружения. Строительство надо вести современными методами с применением сборного железобетона.

Это позволило бы создать лучшие условия для жизни моряков Северного флота и их семей, а также более рационально использовать средства, отпускаемые на строительство жилых городков.

Министерству обороны, Военно-Морскому Флоту вместе с Госстроем СССР необходимо детально разобраться с проектированием и строительством жилых городков в условиях Севера и значительно поправить положение дел.

* * *

В заключение хочу сказать, что подводные и надводные корабли, авиация флота, военно-морские базы, на которых мы были, оставили хорошее впечатление. Личный состав подводных лодок и надводных кораблей продемонстрировал высокое боевое мастерство и большие успехи в освоении новой техники.

У нас состоялась встреча с экипажем атомной подводной лодки, которой командует капитан второго ранга тов. Жильцов Л.М., только что вернувшейся из похода на Северный полюс. Личный состав подводной лодки проявил мужество и стойкость, показал отличное умение владеть новейшей боевой техникой в самых трудных и сложных условиях плавания подо льдами Северного полюса. Мною были вручены правительственные награды личному составу этой атомной подводной лодки. Подводники выражали сердечную благодарность Центральному Комитету партии и Правительства за высокую оценку их труда.

В результате встреч и бесед с офицерами, старшинами и матросами у нас сложилось очень хорошее впечатление о кадрах флота. Моряки-североморцы продемонстрировали высокую морскую выучку, подтянутость и дисциплинированность. Настроение у подводников и всех моряков боевое, хорошее.

Моряки Северного флота просили передать Центральному Комитету и Правительству, что они не пожалеют сил для дальнейшего укрепления обороноспособности Советского Союза, добьются еще больших успехов в освоении новой техники, в дальнейшем повышении боевой и политической подготовки и готовы в любую минуту выполнить свой долг по защите Советской Родины.

Я доволен тем, что побывал на Северном флоте и ознакомился с жизнью и бытом моряков, посмотрел, как на практике осуществляется решение ЦК о перестройке флота. Думаю, что эта поездка имеет важное морально-политическое значение как выражение внимания и поддержки флоту со стороны ЦК и Правительства.

Вношу предложение поручить тов. Устинову Д.Ф. и тов. Бутоме Б.Е., председателям Государственных комитетов по оборонным отраслям техники и Министерству обороны рассмотреть в трех-четырехмесячный срок и доложить ЦК КПСС предложения по следующим вопросам(190):

1. О расширении работ по развитию микроэлектроники в действующих институтах Госкомитетов по радиоэлектронике и электронной технике, а также на заводах электронной техники.

2. Об обеспечении выполнения работ по УР-200, УС и УБ.

3. О составе боевых кораблей Военно-Морского Флота, предполагаемых к строительству и строящихся в настоящее время, имея в виду необходимость сокращения номенклатуры кораблей и в первую очередь ударных надводных кораблей с учетом того, что основным направлением в развитии Военно-Морского Флота является оснащение его подводными лодками.

4. Об ускорении проектирования и строительства ныряющих катеров, вооруженных крылатыми ракетами.

5. О перспективных подводных лодках, вооруженных крылатыми ракетами П-500 и П-120.

6. О разработке баллистической ракеты на базе Р-21, стартующей из-под воды с дальностью стрельбы 2,5 тысячи километров.

7. Об использовании опыта проектирования и строительства шахт для старта ракет с подводных лодок в проектировании и строительстве стартов шахтного типа для баллистических ракет.

8. О прекращении проектирования кораблей проекта 58 с увеличенным районом плавания.

9. О мероприятиях по строительству крупнотоннажных танкеров и рыбопромысловых баз на заводе № 402 Госкомитета по судостроению и других судостроительных заводах.

10. О переоборудовании крейсеров, эсминцев и других кораблей, которые устарели, под рыбоперерабатывающие базы и рефрижераторные суда.

11. Об улучшении проектирования и строительства жилых городков военно-морских баз Северного флота.

Н. ХРУЩЕВ

АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 744. Л. 126-143. Копия


Постановление Президиума ЦК КПСС

«Записка т. Хрущева Н.С. от 3 августа 1962 г. о поездке на Северный флот»


№ П45/II

7 августа 1962 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО
ОСОБАЯ ПАПКА

Записка т. Хрущева Н.С. от 3 августа 1962 г. о поездке на Северный флот

Одобрить предложения, т. Хрущева Н.С., изложенные в записке от 3 августа 1962 г. о поездке на Северный флот(191).

Поручить т.т. Устинову Д.Ф и Бутоме Б.Е., председателям Государственных комитетов по оборонным отраслям техники и Министерству обороны рассмотреть в трех-четырехмесячный срок и доложить ЦК КПСС предложения по следующим вопросам:

1. О расширении работ по развитию микроэлектроники в действующих институтах Госкомитетов по радиоэлектронике и электронной технике, а также на заводах электронной техники(192).

2. Об обеспечении выполнения работ по УР-200(193), УС и УБ(194).

3. О составе боевых кораблей Военно-Морского Флота, предполагаемых к строительству и строящихся в настоящее время, имея в виду необходимость сокращения номенклатуры кораблей и в первую очередь ударных надводных кораблей с учетом того, что основным направлением в развитии Военно-Морского Флота является оснащение его подводными лодками(195).

4. Об ускорении проектирования и строительства ныряющих катеров, вооруженных крылатыми ракетами(196).

5. О перспективных подводных лодках, вооруженных крылатыми ракетами П-500 и П-120(197).

6. О разработке баллистической ракеты на базе Р-21, стартующей из-под воды с дальностью стрельбы 2,5 тысячи километров(198).

7. Об использовании опыта проектирования и строительства шахт для старта ракет с подводных лодок в проектировании и строительстве стартов шахтного типа для баллистических ракет(199).

8. О прекращении проектирования кораблей проекта 58 с увеличенным районом плавания(200).

9. О мероприятиях по строительству крупнотоннажных танкеров и рыбопромысловых баз на заводе № 402 Госкомитета по судостроению и других судостроительных заводах(201).

10. О переоборудовании крейсеров, эсминцев и других кораблей, которые устарели, под рыбоперерабатывающие базы и рефрижераторные суда(202).

11. Об улучшении проектирования и строительства жилых городков военно-морских баз Северного флота(203).

СЕКРЕТАРЬ ЦК

АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 744. Л. 124-125. Выписка на бланке

Примечания:

184. В октябре 1954 г. Н.С. Хрущев посетил Порт-Артур во время поездки правительственной делегации СССР в КНР (29 сентября — 12 октября 1954 г.). После окончания визита Н.С. Хрущев, Н.А. Булганин и А.И. Микоян совершили поездку по Дальнему Востоку и Восточной Сибири.

185. 3 сентября 1958 г. на заседании Президиума ЦК КПСС был рассмотрен вопрос «О развитии Военно-Морского Флота», на котором в целом был принят перспективный план военного судостроения и развития подводного атомного флота, вооруженного ракетным оружием. В окончательном виде план проектирования и программа строительства кораблей ВМФ на 1959-1965 гг. были утверждены постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 3 декабря 1958 г. № 1324-639.

186. В ходе визита Н.С. Хрущев наблюдал 22 июля 1962 г. боевые стрельбы на ракетном крейсере проекта 58 «Грозный».

187. Летом 1962 г. атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 ранга Л.М. Жильцова совершила проход под паковыми льдами Северного Ледовитого океана и 17 июля всплыла в непосредственной близости от Северного полюса.

188. Двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета, предназначенная для размещения на атомных подводных лодках.

189. Речь идет об атомной транспортной подводной лодке проекта 664. 24 октября 1962 г. было принято постановление Совмина СССР № 1114-471 «Об утверждении основных элементов технического проекта и обеспечении постройки подводной лодки проекта 664». В 1966 г. работы над проектом были прекращены.

190. См. следующий документ.

191. См. предыдущий документ.

192. 8 августа 1962 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 831-353 «О развитии работ в области микроэлектроники».

193. 28 апреля 1963 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 483-164 «Об организации серийного производства ракет УР-200».

194. УС — управляемый спутник, который должен был использоваться в системе глобальной морской космической разведки; УБ — управляемая боеголовка.

195. В начале 1963 г. в Президиум ЦК КПСС был представлен проект десятилетней программы проектирования и строительства кораблей и судов для ВМФ. 6 июня 1963 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 680-280 о плане проектирования и программе строительства кораблей и судов для ВМФ на 1964-1973 гг.

196. Речь идет о ныряющем катере-ракетоносце, идея которого была выдвинута лично Н.С. Хрущевым в 1960 г. 21 декабря 1962 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 1285-547 «Об ускорении создания опытного малого погружающегося (ныряющего) ракетного катера проекта 1231».

197. 28 февраля 1963 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 250-89 «О создании комплексов П-500 и П-120».

198. Речь идет об ускорении работ над ракетой Р-27, начало которых было определено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 24 апреля 1962 г. № 386-179 «О создании комплекса Д-5».

199. Предложения Минобороны СССР и Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам об упрощении и удешевлении пусковых установок и стартов баллистических ракет были рассмотрены на заседании Президиума ЦК КПСС 21 декабря 1962 г.

200. 15 ноября 1962 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 1168-491 «О прекращении проектирования и строительства 6 дополнительных кораблей проекта 58».

201. 3 декабря 1962 г. на заседании Президиума ЦК КПСС был рассмотрен вопрос «О мероприятиях по строительству крупнотоннажных танкеров и рыбопромысловых баз на заводе № 402 Госкомитета по судостроению и других судостроительных заводах», Совмину СССР поручалось принять соответствующие решения.

202. Вопрос о переоборудовании устаревших судов Военно-Морского флота был включен в проект плана гражданского судостроения на 1964-1973 гг., представленный в ЦК КПСС в конце 1963 г.

203. 16 июля 1963 г. Президиум ЦК КПСС утвердил проект постановления Совмина СССР «О жилищном строительстве на Северном флоте». Постановление Совмина СССР было оформлено за № 811-279 в этот же день.

Вестник Архива Президента Российской Федерации. Советская Армия: годы реформ и испытаний. Т. 2. М., 2018.

С уважением, Пауль.