От SKYPH Ответить на сообщение
К vavilon Ответить по почте
Дата 25.03.2019 16:58:47 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; ВВС; Версия для печати

Re: Первые детали...

>>Не сразу, на самом деле. Были и есть у нас предприятия с достаточной компетенцией и существующим производством. Вы, возможно, не поверите, но композитные материалы применяло еще в советские времена КБ Антонова. Это просто некоторые товарищи в ОАК внезапно прозрели только после чудотворного санкционного пинка.
>
>У постепенно складывается впечатление, что обсуждаемые композиты использовались практически на всех авиазаводах СССР. МиГ (московский комплекс), КАЗ - точно.

Сами по себе композиты используются очень давно, к примеру, те же стеклопластики, органопластики и прочее. Те же текстолиты на основе формальдегидных смол или порошковые композиты на основе бакелитовой смолы - это вообще самое начало применения пластмасс. Как мне помнится, стеклотекстолиты начали использовать для корпусных изделий и в судостроении и в автомобилестроении с середины 20-го века. В авиации стеклотектолиты тоже применялись, но ограниченно, для не слишком больших и не слишком нагруженных изделий. Для больших крыльев , к примеру, тех же стеклотектолитов уже не хватило по характеристикам. И тут появились углепластики и композиты на основе арамидных волокон. И все это начало активно внедряться где-то в 80-е годы. СССР на тот момент находился вполне на уровне, и даже по производств арамидных волокон практически не отставал. Почти одновременно с Номексом от Дюпонн в Химках разработали, а в Гомельской области поставили на производство отечественный Арселон. Его братья-белорусы так и производят. В 1985г начали производить аналог кевлара волокно Армос, даже несколько превосходящий по характеритикам. А до того освоили полиарамиды СВМ и Терлон. Сейчас производством арамидных волокон занимается "Каменскволокно".
Так вот, та самая полимерная матрица для стеклопластиков и для углепластиков воообще говоря достаточно близки, именно аппретирование, поэтому и не было большой проблемой создать технологию полимерной матрицы именно для углепластиков. Проблемой были сами углепластики. ВИАМ еще в начале 80-х разработал принципиальную технологию использования композитов для авиации, именно для крупногабаритных изделий, но КБ Ильюшина и КБ Туполева на тот момент отказались. А в КБ Антонов в Ан-124 композиты использовали. Потом приключились 90-е и многое было утрачено. Многие предприятия, как известно, оказались за рубежом. Технологию углепластиков сохранили ( или создали заново) на РосАтоме. А наши авиастроители про отечественный материал "забыли" и от использования отбрыкивались руками и ногами еще со времен SSJ.