От Романов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.03.2019 18:38:05 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

По календарю

ИМХО говорить о том, что приказом РВС от 2 марта 1925 № 234 (номер приказа в посте не приведен) было введено единоначалие в РККА некорректно, фактически переход был многоэтапным и сложным процессом и был окончен только в 1931 году. Несмотря на название приказа от 2 марта, всей полнотой власти командиры в нем не наделялись, это произошло потом при назначении на должности единоначальников, после аттестации и отбора..
Привожу фрагмент из своей монографии касательно этого вопроса.

... В ходе Гражданской войны в Красной Армии сложилась система управления, которую можно охарактеризовать как «двуначалие». Такая система явилась следствием привлечения бывших офицеров в Красную Армию, и введением для контроля над ними комиссаров, из числа наиболее преданных советской власти членов РКП (б). В каждой воинской части комиссар полностью контролировал деятельность командира, имел право отменять его распоряжения , а все письменные приказы командира обретали силу только после подписи комиссара. У него же хранилась и печать части. Кроме контроля над командирами на комиссаров частей возлагались функции руководства политической работой, получившей огромное значение в ходе Гражданской войны.
Сложившаяся система двуначалия значительно снижала эффективность управления, как в целом, так и в части отбора командного состава, что было очевидно для руководства страны. Так, руководитель военной реформы М.В.Фрунзе отмечал: «…мы должны иметь во главе наших частей людей, обладающих достаточной самостоятельностью, твердостью, инициативностью и ответственностью. Нам нужно иметь такой командный состав, который не растерялся бы ни при какой обстановке, который мог бы быстро принять соответствующее решение, неся ответственность за все его последствия, и твердо провести его в жизнь. Наша прежняя система двоевластия, вызванная политическими соображениями, выработке такого комсостава мешала…» .
Недостатки системы двуначалия стали очевидны еще в ходе Гражданской войны, тогда же имели место и первые случаи перехода к единоначалию отдельных частей, возглавляемых членами партии. Так, приказом РВСР от 26 мая 1919 г. № 910 устанавливалось, что в учреждениях военного ведомства, во главе которых стояли ответственные работники РКП(б), военные комиссары заменялись помощниками начальника учреждения по политчасти. Затем, единоначалие было введено в окружных военкоматах (приказ РВСР от 13 сентября 1919 г. № 1618), для начальников-коммунистов военно-учебных заведений (приказ № 223 от 11 февраля 1920 г.), а также для командиров некоторых армий (8-й и 13-й), дивизий (26, 27, 35, 51-й) Восточного фронта, в частях Московского военного округа, Туркестанского фронта . Тем не менее, массовый переход к единоначалию Красной Армии был начат только в ходе военной реформы 20-х годов.
Переход к единоначалию подразумевал двуединый процесс – освобождение командиров, соответствовавших партийно-политическим критериям, от контроля комиссаров, а с другой стороны – возложение на них руководства партийно-политической работы в возглавляемых ими частях.
В 1924 году при подготовке плана реформы подкомиссией Пленума РВС СССР по партийно-политической работе были разработаны предложения по переходу к единоначалию . Предусматривалось, что решение о присвоении прав единоначальника для каждого командира будет приниматься индивидуально. Переход мог быть как полным, так и неполным – в зависимости от партийного стажа соответствующего командира . Если командир состоял членом ВКП (б) более пяти лет, он получал полные права единоначальника, если менее – то к нему назначался помощник по политчасти, на которого возлагалась политработа, если же партстаж командира был менее 2-х лет или он был беспартийным, то к нему назначался военком .
Практическая реализация перехода к единоначалию была начата с изданием приказа РВС СССР от 2 марта 1925 г. № 234 «О введении единоначалия в РККА». В соответствии с пунктом 1 этого приказа комиссарский состав Красной Армии освобождался от обязанностей повседневного контроля над деятельностью командиров и начальников. Тем не менее, пункт 2 приказа сохранял совместный порядок подписания большинства приказов комиссаром и командиром. Также за комиссарами частей и соединений было сохранено право, единолично, отдавать приказания и распоряжения по политической части. Командиры обязывались держать комиссаров в курсе всей строевой и административно-хозяйственной жизни части или соединения. Кроме этого, за комиссарами было сохранено, предоставленное им Дисциплинарным уставом право, подвергать дисциплинарным взысканиям как лиц политического, так и прочего начальствующего и рядового состава . Практически одновременно с приказом от 6 марта 1925 г. во все партийные органы РККА было разослано Циркулярное письмо ЦК ВКП (б) № 95 «Об единоначалии в Красной Армии» , разъяснявшее проводимые мероприятия.
В связи с переходом к единоначалию в приказе РВС СССР от 30 июля 1925 г. № 800 с «Временным положением о военных комиссарах РККА и РККФ» были уточнены обязанности комиссаров. В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 этого Положения на комиссаров возлагалась обязанность принимать участие в подборе, изучении и аттестования командно-административного и политического состава .
Дальнейшее расширение единоначалия произошло с изданием в мае 1927 г. директивы Народного Комиссара по военным и морским делам и председателя РВС СССР. В соответствии с ней военные комиссары полностью освобождались от контрольных функций и от подписей всех приказов, как при партийном, так и при беспартийном командире, за исключением тех приказов, которые имели непосредственное отношение к вопросам партийно-политического руководства .
В ноябре 1928 г. по указанию ЦК ВКП (б) приказом РВС СССР введено новое положение о комиссарах, командирах-единоначальниках, их помощниках, в котором окончательно определены их права и обязанности. Командир назначался единоначальником, если он являлся членом ВКП (б), имел соответствующий партийный стаж, обладал опытом в области партийной и политико-просветительской работы и необходимыми качествами партийно-политического руководителя. Он осуществлял общее политическое руководство в части и вместе с помощником по политической части нес за это ответственность непосредственно перед вышестоящим командиром и политическим органом .
В ходе военной реформы руководством Красной Армии ставилась задача полного перехода к единоначалию всех частей. Ввиду того, что условием признания каждого командира единоначальником было наличие соответствующего должности партийного стажа, переход к единоначалию, необходимо рассматривать не только как совершенствование иерархии и системы управления РККА, но и как один из этапов внедрения политического отбора командного состава.
Массовый переход к единоначалию в Красной Армии был составной часть более широкого процесса углубления контроля Коммунистической партии над вооруженными силами на всех уровнях. Руководитель Красной Армии того периода председатель РВС СССР К.Е.Ворошилов, по этому поводу прямо сказал: «… Речь идет… о практическом осуществлении руководства Красной Армией со стороны нашей партии…» .
В связи с переходом к единоначалию повышалось значение партийных организаций, в которых состояли командиры-единоначальники, что неизбежно влекло за собой повышение роли партийных инстанций при решении всех вопросов повседневной деятельности войск, в том числе, и вопросов отбора лиц начальствующего состава.
Исследователи данного периода отмечают, что переход к единоначалию ознаменовал и новую тенденцию в развитии комсостава – ускоренную коммунизацию, которая заключалась в массовом вступлении в ряды РКП (б) – ВКП (б) для того, чтобы стать единоначальником и избавиться от надзора комиссаров . К 1928 году командиры-единоначальники составляли: командиры корпусов – 84%, командиры дивизий – 74%, командиры полков – 48%. Окончательный переход к единоначалию, по оценкам исследователей, в основном был закончен к середине 1931 года . Это означало, что с этого момента практически все должности командиров отдельных частей занимали члены ВКП (б), отвечающие установленным партийным требованиям.
Ссылки:
Дороничев В.А. Формирование института единоначалия в Советских вооруженных силах в период военной реформы 1920-х годов. Автореф. дис. …канд. истор. наук Калининград: копицентр Правительства Калининградской области, 2009. С.14.
Дороничев В.А. Формирование института единоначалия в Советских вооруженных силах в период военной реформы 1920-х годов. Автореф. дис. …канд. истор. наук Калининград: копицентр Правительства Калининградской области, 2009. С.14.
Берхин И.Б. Военная реформа в СССР (1924 1925 гг.) М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1958 г. С.293
Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2-1). - М.: ТЕРРА, 1994 г. С.315
Доклад о работе комиссии пленума РВС СССР по реорганизации военного аппарата, системы управления и отчетности Не позднее 21 марта 1924 г. / Реформа в Красной Армии. Документы и материалы. 1923 1928 гг. В 2 кн. Кн. 1. М.; СПб.: Летний сад, 2006. С.120
Ващенко П.Ф., Рунов В.А. Военная реформа в СССР // Военно-исторический журнал № 12 – 1989.
Доклад о работе комиссии Пленума РВС СССР по реорганизации военного аппарата, системы управления и отчетности Не позднее 21 марта 1924 г. /«Реформа в Красной Армии документы и материалы 1923 1928 гг.» Книга 1 М.: СПб.:Летний сад, 2006 г. С.120
Приказ РВС СССР от 2 марта 1925 года № 234 «О введении единоначалия в РККА п.4
Иовлев А.М., Воропаев Д.А. Борьба Коммунистической партии за создание военных кадров (1918 – 1941 гг.). М., Военное издательство МО СССР, 1956 г. С.38
Приказ РВС СССР 30 июля 1925 г. № 800 о введении в действие «Временного положения о военных комиссарах Красной Армии и Красного Флота (мирного времени)
Иовлев А.М., Воропаев Д.А. Борьба Коммунистической партии за создание военных кадров (1918 1941 гг.). М., Военное издательство МО СССР, 1956. С.91
Дороничев В.А. Формирование института единоначалия в Советских вооруженных силах в период военной реформы 1920-х годов. Автореф. дис. …канд. исто. наук Калининград: копицентр Правительства Калининградской области, 2009. С.19
Заключительная речь Воршилова К.Е. на совещании военных делегатов IV всесоюзного съезда советов 29 апреля 1927 г. // Ворошилов К. Е. Оборона СССР. – М.: Военный вестник, 1927 г. С.7
Зданович А.А. Органы государственной безопасности и Красная Армия: Деятельность органов ВЧК-ОГПУ по обеспечению безопасности РККА (1921 – 1934 гг.). М.: Продюсерский центр «Икс-Хистори», Кучково поле», 2008. С.453
Иовлев А.М., Воропаев Д.А. Борьба Коммунистической партии за создание военных кадров (1918–1941 гг.). М., Военное издательство МО СССР, 1956. С.54



ignorare legis est lata culpa