От Сергей Лотарев
К Сибиряк
Дата 23.04.2012 22:38:42
Рубрики 11-19 век; Искусство и творчество;

Re: эт вряд...

>В качестве мотивации при обращении к языческим богам могло действовать простое патриотическое стремление вместить в "Слово" все древнее наследие Руси, в т.ч. и дохристианское. При этом никаких следов собственно языческого культа в Слове мы не находим - идет просто игра с именами, ушедшими в прошлое.

Христианского в "Слове" маловато для патриотического стремления 18 века. "Бог путь кажет" и "Суд божий" в цитате. Ни одного обращения, ни одного христианского термина практически, христиане один раз упомянуты.

С уважением, Сергей

От Сибиряк
К Сергей Лотарев (23.04.2012 22:38:42)
Дата 24.04.2012 07:34:20

Re: эт вряд...

>Христианского в "Слове" маловато для патриотического стремления 18 века. "Бог путь кажет" и "Суд божий" в цитате. Ни одного обращения, ни одного христианского термина практически, христиане один раз упомянуты.

в завершении Игорь все же едет к "святой Богородице Пирогощей", поэтому религиозный обряд присутствует только христианский. Ну а вообще никаких сильных религиозных чувств автор действительно не высказал, что однако не исключает его возможной принадлежности к духовному сословию.

От Chestnut
К Сергей Лотарев (23.04.2012 22:38:42)
Дата 23.04.2012 23:24:41

Re: эт вряд...

>>В качестве мотивации при обращении к языческим богам могло действовать простое патриотическое стремление вместить в "Слово" все древнее наследие Руси, в т.ч. и дохристианское. При этом никаких следов собственно языческого культа в Слове мы не находим - идет просто игра с именами, ушедшими в прошлое.
>
>Христианского в "Слове" маловато для патриотического стремления 18 века. "Бог путь кажет" и "Суд божий" в цитате. Ни одного обращения, ни одного христианского термина практически, христиане один раз упомянуты.

Тут ведь получается некая круговая логика - утверждают, что в 12 веке язычество играло большую роль, основываясь на "Слове" (при том, что с одной стороны, уже авторы ПВЛ мало что толком знали о язычестве, а с другой именно в 18 веке пошла мода на Нью Эйдж типа друидизма и прочего славяносечества...)


'Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов'

От Роман Храпачевский
К Chestnut (23.04.2012 23:24:41)
Дата 23.04.2012 23:53:59

Re: эт вряд...


>Тут ведь получается некая круговая логика - утверждают, что в 12 веке язычество играло большую роль, основываясь на "Слове" (при том, что с одной стороны, уже авторы ПВЛ мало что толком знали о язычестве, а с другой именно в 18 веке пошла мода на Нью Эйдж типа друидизма и прочего славяносечества...)

Вообще-то классическая книга Аничкова "Язычество Древней Руси" вовсе не на СПИ основывается, а совсем на другом комплексе письменных источников - всяческих поучений ПРОТИВ язычества, т.е. специальной такой литературы, заточенной именно по этой теме (в отличие от летописей например).
А насчет ПВЛ - это вообще не в тему, ибо имеем сведения про язычество в ней только в редакциях Выдубеческого монастыря, что в общем несколько нерелевантно. Ну и кроме того само это "язычество" было слишком разное в разных местах Руси (не имелось сколько нибудь развитого и всеобщего культа, а были наборы разных верований разной степени синкретичности), так что вполне возможно, что отражение этой мешанины в ПВЛ было таким же хаотичным (т.е. это не "мало что толком знали", а просто изложили как могли всю эту гремучую смесь плюс еще "реформы язычества" Владимира, которые надо было также как-то увязать со всем этим).

http://rutenica.narod.ru/

От Сергей Лотарев
К Chestnut (23.04.2012 23:24:41)
Дата 23.04.2012 23:39:10

Re: эт вряд...

>Тут ведь получается некая круговая логика - утверждают, что в 12 веке язычество играло большую роль, основываясь на "Слове" (при том, что с одной стороны, уже авторы ПВЛ мало что толком знали о язычестве, а с другой именно в 18 веке пошла мода на Нью Эйдж типа друидизма и прочего славяносечества...)

В 20 веке в части боярского и княжеского сословия это утверждали, прежде всего, на основе большого накопленного археологического материала - кладов и т.п.


С уважением, Сергей

От И. Кошкин
К Сергей Лотарев (23.04.2012 23:39:10)
Дата 24.04.2012 12:31:49

Вообще говоря...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Тут ведь получается некая круговая логика - утверждают, что в 12 веке язычество играло большую роль, основываясь на "Слове" (при том, что с одной стороны, уже авторы ПВЛ мало что толком знали о язычестве, а с другой именно в 18 веке пошла мода на Нью Эйдж типа друидизма и прочего славяносечества...)
>
>В 20 веке в части боярского и княжеского сословия это утверждали, прежде всего, на основе большого накопленного археологического материала - кладов и т.п.

...делать выводы о том, что где-то было распространено язычество на основании того, что там имели место быть какие-то языческие обряды - распространенная и глупая ошибка, за которую в научной среде бьют по голове резиновым дилдо посохом. Пережитки язычества в виде похоронных обрядов (совместные похороны, к примеру, похороны с оружием), драк по праздникам, примет, обращений к колдунам бытовали и в 12, и в 13 и в 14 вв, а некоторые сохранились до 20-го века. При том, что в массе своей население было христианским, просто в некоторых обстоятельствах немного недостаточно христианским.

И. Кошкин

От Chestnut
К И. Кошкин (24.04.2012 12:31:49)
Дата 24.04.2012 12:57:25

Re: Вообще говоря...

>...делать выводы о том, что где-то было распространено язычество на основании того, что там имели место быть какие-то языческие обряды - распространенная и глупая ошибка, за которую в научной среде бьют по голове резиновым дилдо посохом. Пережитки язычества в виде похоронных обрядов (совместные похороны, к примеру, похороны с оружием), драк по праздникам, примет, обращений к колдунам бытовали и в 12, и в 13 и в 14 вв, а некоторые сохранились до 20-го века. При том, что в массе своей население было христианским, просто в некоторых обстоятельствах немного недостаточно христианским.

"Поминальные тризны" и жертвоприношения пищи и питья на могилах усопших родственников вполне дожили до нашего времени (21 век есличо), но с утратой каких бы то ни было следов языческого содержания

'Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов'

От Booker
К Chestnut (24.04.2012 12:57:25)
Дата 24.04.2012 15:28:38

Тризны не дожили, ув. Chestnut.

>"Поминальные тризны" и жертвоприношения пищи и питья на могилах усопших родственников вполне дожили до нашего времени (21 век есличо), но с утратой каких бы то ни было следов языческого содержания
Ибо тризна - это прежде всего бой над могилой, что и подтверждает сохранившийся в чешском языке глагол "trýznit" (мучить, истязать), скорее всего, родственный русскому глаголу "терзать".

С уважением.

От Chestnut
К Booker (24.04.2012 15:28:38)
Дата 24.04.2012 15:39:35

ОК, ритуальные трапезы (-)