От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К UFO Ответить по почте
Дата 20.01.2004 20:05:16 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

назад в будущее - реинкарнация 152го

помянутая выше статья
------------------------------------

4 [79] 2001 СОЛДАТ УДАЧИ

НАЗАД В БУДУЩЕЕ - 152-я серия

Анатолий АЛЕШИН
Рисунки из архива автора


Редкий день в Чечне обходится без нападений на боевые и транспортные средства федеральных сил. Причем часто в сообщениях упоминается боевая техника - бронетранспортеры и боевые машины пехоты - машины, призванные обеспечить бойцу не только мобильность, но и защиту, но при этом, потери выше, чем в открытых боях. В чем же причина такого странного, по меньшей мере, положения вещей, когда технические средства наших Вооруженных Сил не могут выполнить возложенные на них функции? Ответ прост: эти средства создавались для "другой" войны, а в зоне чеченского конфликта оказались за неимением не просто лучшего, а вообще чего-либо другого. Нельзя не отметить позитивное намерение Правительства увеличить военный бюджет страны. Правда, по известным причинам, львиная доля средств будет направлена на разработку стратегических вооружений. На обычные, в этой ситуации денег останется не так уж много. В то же время угроза стране исходит не только, а может и не столько от ядерных держав, сколько от возможных противников в локальных конфликтах. А это настоятельно требует укрепления обычных видов Вооруженных Сил. Реалии таковы, что весь комплекс вооружения - его состав и, что не менее важно, идеология нуждаются в соответствующей корректировке.

Учитывая вышесказанное, представляется разумным заменить или модернизировать хотя бы часть техники Сухопутных войск, особенно там, где капитальные вложения будут минимальны. Такой областью является колесная боевая и транспортная техника, что достаточно очевидно так как стоимость даже самого насыщенного дополнительным оборудованием колесного бронетранспортера по крайней мере в 2 раза ниже стоимости гусеничной боевой машины пехоты, не говоря о стоимости основного танка. Если же учесть эксплуатационные расходы и затраты на обучение личного состава, то эта пропорция увеличится. Так, по американским данным, стоимость мили (1609 метров) пробега колесной машины составляет 1,92 доллара, а миля пробега соответствующей по назначению и идентичной по характеристикам гусеничной машины класса БТР достигает 14,5 доллара. Цифры говорят сами за себя, но к этому надо добавить еще два соображения. Первое: уровень развития конструкторской мысли и автомобильной промышленности в мире таков, что возможно достижение заданных технических характеристик с использованием колесной базы, а применение гусеничного шасси необходимо лишь в отдельных случаях, в основном для эксплуатации в особых условиях. И второе: стратегическая мобильность, то есть способность преодолевать большие расстояния своим ходом или с использованием других транспортных средств, у колесной техники на порядок выше, чем у гусеничной. В условиях наших бескрайних просторов и хронической нехватки финансовых средств эти аргументы вполне могут быть решающими в пользу первоочередного развития именно колесных машин.

Какие требования к боевой и транспортной колесной технике можно предъявить уже сейчас?

Внутреннее пространство всех бронетранспортеров и боевых машин пехоты сейчас служит лишь для перевозки имущества, а иногда еще и пленных боевиков. Минная опасность заставила десант выбраться на крышу, высокая вероятность поражения машины пехотными противотанковыми средствами привела к навеске на броню всевозможных экранов. Очевидно, что посадочные люки, где открытые нараспашку, а где и просто демонтированные, также ясно указывают на несоответствие средств задачам. По сути получается, что БТР превращен в транспортное средство, причем не самое безопасное. Достаточно вспомнить количество травм и увечий, полученных оседлавшим крышу десантом, в движении, а отнюдь не в бою. Говорить об удобстве такой посадки вообще невозможно.

Нельзя оспорить высокую огневую мощь БТР и БМП, но в случае использования машин в качестве подвижных огневых точек их транспортная мощность явно избыточна, а тактические огневые возможности недостаточны. Не зря во многих колоннах боевых машин следуют обычные грузовики, оснащенные зенитной установкой.
Необходимо признать, что машины, созданные под концепцию стремительных танковых маршей в Европе, совершенно не соответствуют требованиям войн малой интенсивности, в частности противопартизанских действий. В первую очередь компоновочное решение большинства боевых и транспортных средств не только далеко от идеала, но и служило в свое время для достижения совершенно иных целей, часто далеких от современных задач. Так, необходимость броневого прикрытия сверху весьма спорна, и тому есть несколько причин.

Часто встречающееся утверждение о том, что конструирование закрытых бронетранспортеров было начато в связи с осмыслением трагического опыта боевых столкновений в Венгрии в 1956 г., не соответствует действительности, так как основным требованием к технике того времени стало обеспечение возможности ее действия в условиях применения оружия массового поражения, путем создания в корпусе избыточного давления, а также способности к преодолению водных преград, таких, как Рейн, к примеру на плаву. Результатом этого подхода явилось утяжеление конструкции за счет введения в состав оборудования фильтровентиляционной установки. До применения ОМП дело, слава Богу, не дошло, и ныне ФВУ катается по полю боя мертвым грузом. Преодоление вплавь Рейна, во всяком случае на нынешнем этапе, не планируется, и водооткачивающие насосы остались не у дел. О герметичности корпуса можно говорить лишь в период учений и парадов. Угроза воздушного взрыва, химической или авиационной атаки близится к нулю, а главным противником становятся мины, инженерные фугасы и массированный автоматический огонь стрелкового оружия. Быстро покинуть машину через узкие люки невозможно, как невозможно и осуществлять полноценный обзор местности на марше и в бою через штатные смотровые приборы и амбразуры, не говоря уж о ведении с их помощью ответного прицельного огня, и тем более упреждающего. Интересно заметить, что еще во Вторую мировую войну и по тем же причинам англичане в ходе производства отказались от складывающейся крыши над боевым отделением разведывательной машины Daimler. Подобному преображению подверглись и советские 76-мм самоходные артиллерийские установки СУ-76: самая массовая модель, СУ-76М, лишилась крыши - при этом повысилась выживаемость экипажа, улучшились условия наблюдения, работы расчета, да еще и снизилась металлоемкость СУ-76М в целом.

Продолжая рассказ о преимуществах открытых машин, нельзя не сказать о том, что спешивание через борта машины без крыши осуществляется гораздо быстрее. Израильтяне длительное время использовали некоторое количество полугусеничных американских БТР МЗ времен Второй мировой войны, считая их наиболее пригодными для патрулирования. Последнее их широкое боевое применение было в Ливане в 1985 г. Эти открытые машины позволяли солдатам поражать цели массированным автоматическим огнем и быстро спешиваться для атак засадных позиций, что было особенно важно при патрулировании.

Тактика применения ПТРК, использованная египтянами в войне 1973 г., заставила пехоту оседлать крышу БТР M113, на тот момент одного из самых современных. Израильтяне разместили на ней до четырех пулеметов MAG-58. Если наблюдался пуск ПТУР типа 9М14М "Малютка", десант подвергал место пуска массированному пулеметному обстрелу, при этом, даже если и не поражался оператор, мощь огня сбивала его прицел, обеспечивая полноценное подавление. Эффективность подобной тактики снизилась при использовании ПТУР с меньшим подлетным временем и системой стабилизации линии прицеливания, но и в этом случае описанный способ остался единственно действенным. Кстати, через год эксплуатации новых БТР и за год до войны Судного дня израильтяне полностью отказались от их амфибийности, несмотря на то, что перед ними был Суэцкий канал. Отказ от плавучести дал возможность в дальнейшем установить на БТР дополнительные панели защиты и исправить врожденный порок М11З - крайне неудачную систему выхлопа, выведя выхлопную трубу на уровень ниже ватерлинии. В любом случае комплекс мер, таких, как отказ от размещения десанта внутри машины, открытые люки, огнестойкое обмундирование, перчатки и бронежилеты, способствовал снижению уровня потерь при поражении БТР противотанковым оружием, в том числе и современным. Нельзя не отметить, что для России уникальный израильский опыт - опыт государства, ведущего с 1948 года почти непрерывную войну, - бесценен. Поэтому стоит обратить внимание на собственные разработки израильских фирм, даже несмотря на коренные отличия условий на различных театрах военных действий. Так, все израильские проекты боевых колесных машин отличаются отсутствием крыши над десантным отделением. Это относится как к бронетранспортерам, таким, как Nimda "Shoet", так и к боевым разведывательным машинам - семейству RAMTA RBY и RAM. Интересный факт - БТР "Shoet", разработанный в 1977 году, полностью повторяет компоновочное решение советского БТР-152 разработки 1950 года, опыт эксплуатации которого израильтяне имели благодаря большому количеству трофеев. Хотя фирма Nimda разрабатывала БТР в инициативном порядке на смену полугусеничному МЗ, командование израильских Сил обороны проявило к нему немалый интерес и даже субсидировало дальнейшее его совершенствование. Серийное производство не было развернуто только по экономическим соображениям, несмотря на принятие на вооружение. Семейству БРМ фирмы RAMTA повезло больше: они были не только приняты на вооружение, но и успешно экспортировались в Ботсвану, Гватемалу и Гондурас.

В последнее время в армиях развитых государств приняты на вооружение комплексы высокоточного специализированного оружия и боеприпасов, рассчитанных на поражение бронированной техники со стороны верхней проекции. Казалось бы, вот оно - реальное обоснование необходимости наличия броневой защиты сверху, но так кажется лишь на первый взгляд. Нельзя забывать, что, несмотря на низкую бронепробиваемость, в сравнении с другими противотанковыми средствами традиционной схемы, проникающая способность этих боеприпасов настолько велика, что требует наличия у машин защиты сверху, почти эквивалентной лобовой защите и равной бортовой. При этом трудно предположить использование высокоточных боеприпасов типа снарядов Copperheard, мин Merlin или упоминавшегося ПТРК "Bill" боевиками против федеральных сил в Чечне.

Кому в первую очередь угрожает минная опасность на дорогах той же Чечни или в любом современном локальном конфликте? Ответ очевиден: конечно же, механику-водителю боевого или транспортного средства. Причем необходимо помнить о двух принципиальных особенностях этого положения. Во-первых, подготовка водителя занимает не менее трех месяцев, и это только его специальное обучение, не считая общевойсковой подготовки. Во-вторых, немалое количество поражений техники не приводит к потере ею подвижности, а поражение водителя, в случае отсутствия подготовленной замены в составе экипажа или расчета, превращает автомобиль или танк в неподвижную мишень, что влечет не только потерю материальной части, но и гибель или ранения личного состава.

К мероприятиям по защите водителя и десанта в первую очередь необходимо отнести специальное противоминное бронирование, высокую эффективность которого на протяжении четверти века демонстрировали машины, разработанные в ЮАР. Такие бронетранспортеры, как Buftel, Bulldog, Casspir, отличаются бронированным днищем с большой V-образностью, а сам кузов приподнят над дорожным полотном необычно высоко, что в случае подрыва машины на мине позволяет увести взрывную волну и осколочный поток вверх и в стороны. Причем такую схему бронирования имеют не только бронетранспортеры для перевозки личного состава, но и грузовик и автоцистерна Casspir Blesbok, машины для выполнения функций транспортировки и снабжения.
Немало резервов защиты скрыто и в компоновочной схеме. Не секрет, что наибольшей популярностью в войсках пользуется продукция Миасского автозавода - машины легендарной марки "Урал".
Капотная компоновка вкупе с движителем схемы 1-2x3, большой массой передней части и крупным размером колес обеспечили "Уралам" серии 4320 - наследникам знаменитых 375-х - славу машин, наиболее устойчивых к взрыву мины. Конечно же, капотная схема не лишена недостатков и технического, и тактического свойства, таких, как худшее соотношение погрузочной площади к общей длине и ограниченный обзор, но в плане противоминной защиты ей нет равных.

Задача конструктора состоит в стремлении избежать обнаружения и идентификации машины, добиться максимальной сложности попадания в машину, а при все же произошедшем попадании - в минимизации последствий его для жизненно важных узлов, агрегатов и экипажа. Подход к решению этих вопросов может быть разным. Возможно, следует замаскировать бронетранспортер под обычный грузовой автомобиль, а может быть, придать ему формы, близкие к танку. И в том, и в другом случае противник скорее всего применит к машине явно неадекватные ее защите средства поражения. Но, учитывая тенденции последних лет к растущей зависимости выбора способов ведения боевых действий от экономической выгоды, можно предположить, что первый способ все-таки предпочтительнее.

Правда, есть противник, который вряд ли в состоянии соотносить свою стоимость с предполагаемым ущербом. Это мины. Значит, противоминной защите необходимо уделить повышенное ^внимание. На Западе в последние годы обычной практикой стало специальное противоминное бронирование, причем достаточно часто его характеристики превосходят показатели горизонтальной защиты. Уже упоминавшийся БТР "Shoet" при толщине броневых листов 10 мм в лобовой проекции имеет 14-мм лист на днище. Подобный опыт не зазорно использовать и у нас.

Вместимость новых машин должна по меньшей мере не уступать вместимости существующих образцов, для того чтобы не пришлось менять организационно-штатную структуру и численность подразделений. При этом необходимо кардинально улучшить условия обитаемости, увеличить объем отделений для амуниции и боезапаса, обеспечить десанту круговой обзор и обстрел, а также предусмотреть быструю и удобную посадку-высадку. Как нельзя лучше этим условиям отвечает открытый сверху корпус. Обеспечить спешивание десанта под прикрытием бронекорпуса без излишнего усложнения конструкции машины может только кормовое расположение десантных люков, дверей или аппарели, что диктует освобождение кормовой части от двигателя и перенос его в носовую или среднюю часть машины. Место водителя должно быть вынесено за переднюю ось для защиты при подрыве на мине.

Все перечисленное предопределяет капотную компоновку машины или, другими словами, "кабину за двигателем". Реализация другой компоновочной схемы - двигательный отсек в середине или под полом - хотя и возможна, но технически неоправданно усложнена. К тому же при переднем расположении двигателя он служит дополнительной защитой как от пуль и осколков, так и при взрыве мины. Колесная схема также, должна быть оптимизирована для сложившихся условий. Четыре моста хоть и улучшают проходимость, приближая ее к проходимости гусеничной машины, но и рождают некоторые недостатки, среди которых худшая управляемость и уменьшение внутреннего объема.

В итоге получается довольно узнаваемая машина, и такая машина уже была в нашей армии - это БТР-152! Снятые с вооружения в 1993 году, эти бронетранспортеры до сих пор находятся в местах складского хранения. Технически несложно расконсервировать некоторое их количество, а экономически это несравнимо дешевле постройки новых машин, даже с учетом замены моторно-трансмиссионной группы и установки дополнительного бронирования. Замена двигателя и основных элементов трансмиссии необходима в целях унификации с существующим парком машин, а также для компенсации неизбежно возрастающего при введении дополнительного бронирования веса. Управление бронетранспортером очень близко к управлению обычным грузовым автомобилем и несравнимо с трудностью управления четырехосной машиной, то есть в итоге притупляется острота вопроса подготовки водителей.

БТР-152 и поныне используется на боевой службе в двух десятках стран дальнего зарубежья и это говорит о том, что его моральный ресурс еще далеко не выработан. Во многих странах он до сих эксплуатируется. В этой связи нельзя не упомянуть, который раз, Израиль, успешно использующий 152-й среди другой трофейной техники.

Однако, по ряду причин, подобная реанимация вряд ли возможна. Во-первых, технологическое и станковое оборудование на московском заводе ЗИЛ и Брянском автозаводе, выпускавших БТР-152, давно размонтировано, а специализированный ремонтный завод этой машины, построенный в советское время в Николаеве, ныне находится за границей, на Украине, да и тот остановлен. Во-вторых, и это имеет даже большее значение, Россия на данном этапе лишена свободы в развертывании новой или модернизированной боевой техники. Даже адаптированный в Стамбуле в ноябре 1999 года Договор об обычных вооруженных силах в Европе, более мягкий по сравнению с документами 1990 года, позволяет России иметь всего 11 280 боевых бронированных машин, из которых лишь 2140 могут находиться в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах, при этом чрезвычайное временное развертывание для этих регионов не предусмотрено. БТР-152, как образец вооружения, подпадает под определение боевой бронированной машины, а потому при введении его в строй придется списывать более современные машины, такие, как БТР-80, на что Министерство обороны, конечно же, по вполне понятным причинам не пойдет. Появление новых моделей машин, какими бы замечательными они не были, при развертывании в войсках упрется в ту же проблему. Где же выход из этой запутанной, но реально существующей ситуации? Как ни странно это прозвучит, выход есть там, где был вход. Но об этом разговор отдельный.


М3 Half Track Сил Самообороны Израиля на Голанских высотах в 1967 г.
Последнее боевое применение израильских М3 датируется 1985 годом.

БТР-152. Не пора ли призвать из запаса.

БТР М113 доработанный израильской фирмой Urdan - отличия от оригинала очевидныi

БТР Buffel южноафриканского производства в джунглях Шри-Ланки.
Обращает на себя внимание высокая посадка бронекорпуса машины и ярковыраженная (глубокая) V-образность его нижней части