|
От
|
gull
|
|
К
|
Claus
|
|
Дата
|
29.11.2014 21:21:50
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
О роли бензина и интенсивности боевых вылетов
Уважаемый Claus,
Давно наблюдаю за развитием вашей теории о дефиците бензина как ахиллесовой пяте советских ВВС. Было интересно как далеко вы зайдете в ее развитии;) Но все же решил указать вам на некоторые незначительные неувязки в ваших построениях;)
>Чтобы было совсем понятно - у нас средний расход авиабензина в ВВС около 30 тыс. т. в месяц всю войну, с ростом в конце войны до 40 тыс. т.,
>а у немцев во второй половине 1941 среднмесячный расход был 122 тыс. т.
>и даже в учетом того. что у нас бензин еще шел в ПВО, дальнюю и флотскую авиацию, а у немцев часть его тратилась на англичан, то разница по расходу все равно получается минимум раза 2.
>В 1943 у немцев среднемесячный расход 152 тыс. т.
Здесь вы сравниваете несравнимое. Для СССР вы берете расход бензина фронтовой авиацией действующих фронтов, т.е. небольшую часть от общего потребления бензина советской военной авиацией и сравниваете его с общим потреблением авиационного бензина в Германии. Причем приведенная вами цифра за 1943 год включает в себя потребление бензина немецкой гражданской авиацией и экспорт. Среднемесячное потребление авиационного бензина собственно Люфтваффе в 1943 году составило, по разным данным от 131 до 145 тыс. тонн. И мы не забываем, что в 1943-й был годом максимального потребления бензина Люфтваффе за всю войну.
Что касается ВВС КА, то согласно итогового отчета о работе Тыла КА за период ВОВ, всего за время войны Красной Армией было израсходовано 2998,4 тыс. тонн высокооктанового и 1483 тыс. тонн низкооктанового авиабензина. Т.е. среднемесячный расход авиационного бензина НКО за весь период войны составил почти 95 тыс. тонн. Если к этому добавить авиабензин израсходованный морской авиацией, то среднемесячный расход заметно превысит 100 тыс. тонн. Т.е. разница в расходе бензина советской авиацией и Люфтваффе конечно была, но она, в среднем за войну, составляла проценты, а не разы. При этом, естественно, для разных периодов войны соотношение расхода бензина между советской авиацией и Люфтваффе будет очень разным.
Ну и чтобы закончить с темой дефицита бензина, приведу еще пару цифр из того же доклада Тыла КА. Если к началу войны текущие и мобилизационные запасы авиационного бензина составляли 537,6 тыс. тонн, то к концу войны они выросли до 722,8 тыс. тонн. Т.е. текущего поступления бензина в конце войны хватало не только для покрытия текущего расхода, но и для создания значительных складских запасов. Понятно, что при нехватке бензина, поддержание таких запасов было бы неоправданным. Для сравнения можно привести аналогичные цифры по автобензину - 587 тыс. тонн к началу войны и только 267,5 тыс. тонн к концу.
Ну и чтоб два раза не вставать немного информации по вопросу интенсивности использования авиации, затронутому вами здесь:
>В целом же можно посчитать. За базу берем ситуацию на середину войны - июль 1943го.
>В это время у нас в ВВС 7546 исправных самолетов, из которых 1841 бобмардировщик (24%) с объемом бака 1080 кг (Пе-2), 2531 штурмовик (33%) с объемом бака (525кг), 3174 истребитель (43%) с объемом бака 300кг (Як-7Б). Грубо считаем, что за вылет истребитель и штурмовик расходуют 70% бака, а бомбер 60% (благо полеты на полную дальность редкость).
>Соответственно средний расход по ВВС за 1 вылет будет где то 370 кг топлива.
>среднемесячный расход топлива ВВС в июле 1943 году это 31,8 тыс. т бензина. Соответственно сделать ВВС могут примерно 86 тыс. вылетов в месяц. что дает чуть больше 11 вылетов в месяц на самолет. В принципе, с учетом того, что экипажей у нас было несколько меньше, чем боеготовых самолетов, получится где то 13,5 вылетов в месяц на экипаж. Менее, чем 1 раз в 2 дня.
>Очевидно, что с любой погодой это очень мало.
>Причем это далеко не предел - к январю 1945го число исправных самолетов в ВВС доходит уже до 12725, экипажей до 12079, а расход топлива составляет всего 41274 тыс.т.
>Режим полного расслабона и крайне низкой эффективности.
>В общем то очевидно, что численность ВВС надо было держать где то на уровне 2-3 тыс. самолетов и экипажей в первой линии (плюс ПВО и флотская авиация). Дальнюю авиацию, по нормальному надо было либо радикально сокращать, либо вообще ликвидировать, при такой то ситуации с бензином.
Интенсивность боевых вылетов USAAF на ETO
Среднее количество вылетов в месяц
Тяжелые Средние и легкие Истребители В среднем
бомбардировщики бомбардировщики
1944 На 1 самолет 1-й линии 6,2 5,6 9,2 7,5
На 1 экипаж 5,6 6,2 7,7 6,7
1945 На 1 самолет 1-й линии 6,9 6,4 10,8 8,5
На 1 экипаж 5,7 6,3 9,2 7,3
Интенсивность боевых вылетов тактической авиации RAF
Среднее количество вылетов в месяц на 1 самолет
ADGB 2nd TAF В среднем
1944 9,3 12,9 11,3
1945 6,3 13,9 11,4
При расчете использовалась численность самолетов в боевых эскадрильях. Т.е. по сравнению
с данными по USAAF не учтены боевые самолеты, находящиеся в ремонте в мастерских, входящие
в состав небоевых частей и т.п. Т.е. результат несколько завышен по сравнению с данными в
предыдущей таблице.
Конечно, наибольший интерес представляют данные о Люфтваффе, высокая интенсивность использования которых давно уже стала легендарной. Но этот вопрос несколько сложнее. Дело в том, что в известны только отрывочные данные о количестве совершенных Люфтваффе боевых вылетов. В частности, в известной статье Дона Колдуэла, некогда размещенной на его сайте приводились цифры количества боевых вылетов Люфтваффе за 1944 год - 182004 на западе и 342483 на Восточном фронте, что позволяет нам вычислить среднюю интенсивность использования Люфтваффе в 1944-м:
Интенсивность боевых вылетов Люфтваффе в 1944
Запад Восточный фронт Всего
Среднегодовое кол-во 3 144 2 159 5 303
боевых самолетов
Количество вылетов 182 004 342 483 524 487
Среднее количество вылетов 4,82 13,22 8,24
в месяц на 1 самолет
В таблице приведено количество самолетов в боевых частях, т.е.
база для расчета примерно такая же, как и в таблице для RAF
Для формирования более объемной картины приведу еще несколько примеров:
1) Средняя интенсивность вылетов в истребительных частях 1-го,2-го и 4-го Воздушных флотов в августе-октябре 1941-го составила 18,8 вылетов на самолет в месяц. Понятно, что это был период высокой интенсивности боевых действий. Если бы мы могли подсчитать среднюю интенсивность за год, например с 22.06.1941 по 21.06.1942, то получили бы меньшую цифру
2) Средняя интенсивность боевых вылетов в истребительных частях 3-го Воздушного флота (Франция) в 1943-м составила 10 боевых вылетов на самолет в месяц.
3) Средняя интенсивность дневных боевых вылетов в I-м Истребительном корпусе (ПВО Рейха) в январе-апреле 1944-го составила 6 вылетов на один исправный самолет в месяц. Учитывая, что в рассматриваемый период средний коэффициент исправности в частях корпуса лежал в диапазоне 60-70%, это дает нам около 4 вылетов на самолет в месяц.
На этом фоне фронтовая авиация ВВС КА в общем-то ничем особым не выделяется:
Интенсивность вылетов в фронтовой авиации ВВС КА
Среднее количество вылетов в месяц
На 1 самолет На 1 экипаж
1943 7,9 9,8
1944 6,4 6,7
1945 11,3 13,0
Цифры сугубо ориентировочные, ввиду отсутствия достоверных
данных о среднегодовой численности воздушных армий действующих
фронтов
Ну и в заключении вот такой отрывок в качестве информации к размышлению. “О роли бензина”, так сказать. Из доклада старшего офицера Генштаба при Воронежском фронте об оборонительной операции фронта с 4 по 23 июля 1943:
“Бомбардировочная авиация за период операции в бой введена была весьма ограничено. На каждый исправный самолет было сделано в среднем всего лишь 6 боевых вылетов. Ограниченность в использовании бомбардировочной авиации объясняется, якобы, отсутствием истребителей сопровождения. Мотивы невеские, т.к. при хорошем планировании и правильном использовании истребителей из двух истребительных корпусов, без ущерба для дела, вполне можно было бы выделить одну истребительную дивизию для сопровождения бомбардировщиков.”
С уважением,
gull