От И. Кошкин Ответить на сообщение
К Гегемон Ответить по почте
Дата 01.05.2012 20:55:08 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

Разберем, для сравнения, русскую военно-патриотическую песню...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

http://www.youtube.com/watch?v=LhEocINFIxU

Как и в украинском варианте текст песни написан поэтом, правда в русском случае - хорошим.

Итак, в отличии от украинской песни, в нашей имеется главный герой - вождь дружины международных жиганов и конкистадоров. Это уже выгодно отличает русский эпик от украинского, потому что дает объект для сочувствия. Более того, наш вождь отнюдь не бухает из стеклянного стакана, размышляя о том, почему же после портвейна так жопа болит родина вся такая поруганная и сам он - несчастный. Отнюдь, вождь и его дружина находятся в чужой стране, которую они покоряют с высокими мотивами нравственного искупления. При этом, если дружина, как и полагается героям второго плана, дрыхнет, то герой песни медитирует на тему покаяния, уже упомянутого искупления и самопожертвования, то есть являет нам пример духовного самосовершенствования.

Высокий трагизм сцены, которая разворачивается перед нами, описывается в нордическом арийском сюжете борьбы богоподобного героя с Роком. Ермак и его благородные гопники не могут быть побеждены в открытом бою, поэтому их противник, забыв, в отчании, про честь и правила войны, нападает на спящих воинов. Таким образом, наши герои гибнут, побежденные не людьми, а Судьбой. Они обречены с самого начала, но, тем не менее, презирая опасность и смеясь в лицо смерти, ложатся спать, не выставив часовых, так как это недостойно эпических богатырей, равных ирландским фениям или древнескандинавским вёльсунгам.

Как и положено трагедии, в песне присутствует таинственный артефакт, являющийся одновременно и источником могущества главного героя - и его проклятием, приводящим Ермака к смерти. Это - таинственный доспех, подаренный вождю дружины жестоким и коварным Царем. То, что герой, воспрянув ото сна, уже оказывается одетым в панцирь, свидетельствует о том, что, скорее всего, эту таинственную эгиду нельзя было снимать в принципе. Судя по всему, гейс, наложенный на героя, подразумевал его неуязвимость от земного оружия, в обмен на то, что панцирь будет постоянно на теле, (или даже срастется с ним). Доспех сделан не из стали, а из меди - этим подчеркивается, что защитная сила его была не в толщине колец и пластин, а в мощи наложенных заклятий. Соблюдая зарок, Ермак бросился в кипящие волны прямо в тяжелом панцире, по всей видимости, его сознательно не предупредили о том, что медь много тяжелее воды и, соответственно, не плавает. Сам герой тоже был существенно тяжелее воды (этим подчеркивается то обстоятельство, что Ермак Тимофеевич был отнюдь не говно), поэтому исход борьбы был предрешен. Следует обратить внимание также на то, что даже не смотря на перечисленные выше препятствия, герой некоторое время плыл, и река с шумом поглотила его, только заревев сильней, что может свидетельствовать о том, что Кучум, видя, как враг ускользает от его мести, призвал на помощь духа Иртыша, несомненно, принеся ужасные кровавые жертвы.

Обратим внимание также на фон, на котором разыгрывается трагедия. Вместо шинка, в котором пьяные козаки стучат стаканами под наигрыши еврейской скрипки, перед нами - суровая северная природа, берег могучей реки. Только такая сцена и приличествует разворачивающемуся действию, в котором наследники викингов бестрепетно встречают свой конец. Сама природа поддерживает разыгрывающуюся трагедию дорогостоящими спецэффектами, обрушивая на зрителя нордическую бурю, сопровождаемую арийскими молниями.

Не случайно данная песня звучит в сцене гибели другого эпического богатыря, который тоже стал жертвой своего презрения к врагам.

Вот это я называю военно-патриотической народной песней.

И. Кошкин