От Суровый Ответить на сообщение
К mpolikar Ответить по почте
Дата 24.04.2012 00:07:53 Найти в дереве
Рубрики Прочее; 11-19 век; Локальные конфликты; Политек; Версия для печати

Re: джучидов тоже?

ну конечно, иначе не получилось бы собрать татар
http://rutenica.narod.ru/1500_let.html
------------
После взятия Казани в 1552 г. некоторые ногайские бии даже стали называть Ивана IV «Чингисовым прямым сыном», т.е. прямым потомком Чингисхана. Русский государь, ставший «царем Казанским» и «царем Астраханским», получил огромный авторитет в степной среде – если уже его отца, Василия III, в тюркских дипломатических документах называли «ак-падишах» («Белый царь», т.е. царь Запада – белый цвет традиционно означал запад у тюрок и монголов), то Иван IV «свыше отца своего учинился», так как по мнению ногаев он сумел взойти на престол Казани и Астрахани, а «те оба юрта, бывали за великие цари», т.е. были доменами ханов Золотой Орды. Сам же Иван Грозный никогда не сообщал о своих претензиях на золотоордынское наследство – это могло только помешать ему в западной политике и скомпрометировать его лично, неоднократно декларировавшего свое происхождение от «Августа кесаря» и «от немець». Тем не менее, в восточной дипломатической переписке он позволял контрагентам называть себя и ак-падишахом, и чингизидом. Именно в этом смысле, т.е. о гибкой политике в отношениях в тюркским миром, учитывающей его политико-идеологические представления, и можно говорить как о золотоордынском наследии в русской государственности.

После 1552 г. русский царь обрел в тюркском мире статус старшего государя. И вскоре, в 1555 г., сибирский улугбек Ядгар посчитал необходимым запросить от него получение ярлыка на свое владение – точно так же, как это ранее ханы Золотой Орды подтверждали права своих беков на их улусы. Иван IV согласился с этим прошением, выдал Ядгару ярлык на бекство, назначил соответствующие налоги и пожаловал со своей стороны приличествующие по ордынскому этикету подарки. Аналогичным образом русские цари сохраняли золотоордынский порядок в отношениях с Ногайской Ордой и выдавали грамоты-ярлыки на бекство ногайским биям, которые происходили от эмира Идике (Едигей русских летописей), небывшего чингизидом. Более того, в 1600 г. русские цари разрешили провести возведение ногайского владетеля во власть по ритуалу, который был положен только ханам-чингизидам – поднятием его на белой кошме.
------------