От Сибиряк Ответить на сообщение
К Сергей Лотарев Ответить по почте
Дата 23.04.2012 19:22:45 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Искусство и творчество; Версия для печати

Re: а еще...

>>1. Сабля и меч в СПИ употребляются с равной частотой, тогда как в древней литературе меч употребляется для обозначения клинкового оружия (любого типа) существенно чаще чем сабля.
>Тут хорошо бы пройтись по контексту употребления. СПИ повествует о делах пограничного со степью княжества и боях со степняками, саблям там естественно встречаться часто.

некоторый региональный фактор по-видимому присутствует. Так, Киевский свод (с вероятными Черниговскими включениями) дает несколько повышенную частоту употребления слова сабля за счет ближайших к Киеву берендеев и торков. С другой стороны, полностью отсутствует сабля в Новгородской первой летописи при описании событий 12 - первой трети 13-го вв., но там вообще мало упоминаний оружия, и меч встречается всего два раза. Но в то же время, Московская Русь, хорошо знакомая с татарским оружием и очень многое перенявшая в военном деле от татар, продолжает и в 15-м веке - начеле 16-го писать меч, там где речь идет скорее всего и о клинках сабельного типа. В общем, СПИ по частоте употребления слова сабля не находит пока аналога среди источников, представляющих широкий географический охват и значительный временной интервал. Да и автора Слова трудно заподозрить в принадлежности к некоей локальной субкультуре - уж очень широко мыслит.

>>2. При том, что в подлинно древнерусских текстах сабля всегда оказывается либо оружием степных народов, (хазар, печенегов, торков, берендеев, татар), либо оружием в руках злодеев, покушающихся на жизнь князя (убийство Андрея Боголюбского в 1174, покушения Нерадца на Ярополка Изяславича в 1086).
>Тем не менее, в руках своих. Почему бы сабле на первых порах не носить негативной окраски как вражеского оружия. Это не противоречит тому, что воины могли переходить на нее как на оружие с более подходящими функциональными характеристиками.

ну, злодеи - это как бы не совсем свои. А если действительно в своих руках, как у Даниила Галицкого, то рядом же непременно идет указание на кочевнический комплекс вооружения, перенятый Даниилом у татар.