От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.02.2011 10:15:13 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

В качестве продолжения по теме в календаре

Приветствую!

Речь о захвате Олинды и Ресифе голландцами.

С 14 марта 1630 года Олинда и Ресифе были объявлены колониями голландской Вест-Индской компании. Главой администрации стал совет колонии, состоящий из назначенных «господами XIX» двух представителей компании - ван Гюлена и Гийселинга. Адмирал Лонк, ушедший в мае 1630 года в Голландию, оставил на защите захваченных Ресифе и Олинды 28 кораблей, командиром которых стал полковник Варденбург, он же командовал и солдатами.

Меж тем, португальский капитан Пернамбуку дон Матиас де Альбукерки, не зная о том, что в помощи метрополии ему по сути отказано, убеждал местных плантаторов и купцов, что власть голландцев очень непрочна; что, как в случае с Сан-Сальвадором-де-Байя, вскоре подойдут испано-португальские эскадры, которые просто выметут врага из Бразилии. Колонистам, поддерживающим Испанию, говорил он, надо продержаться год, максимум – два. Надо дать Оливаресу и Филиппу IV время, чтобы собрать корабли и армию, а здесь наша задача – ослабить голландцев. Партизанская война началась.

В июле 1630 года 180 португальцев на лодках атаковали и взяли на абордаж два торговых голландских судна, шедших вверх по реке Ресифе в поисках плантаций сахарного тростника. В августе произошло несколько нападений на нидерландские отряды в окрестностях Ресифе. С декабря по апрель 1631 года герильясы сожгли несколько плантаций голландцев. Захватчики были сильно напуганы действиями Альбукерки, повстанцев они прозвали "морадерес" - "морадеры", и даже, чтобы привлечь к себе хоть какую-то часть населения капитании Пернамбуку, объявили о свободе вероисповедания в регионе.

Чтобы локализовать действия Альбукерки, голландцы решили окружить вновь захваченные колонии цепью фортов. В ноябре 1631 года на острове у пляжей Итамарака (Itamaraca) был основан форт Оранж, гарнизон которого составлял 366 человек под командованием польского офицера-протестанта Кристофа д’Артишана Арцишевского. Были посланы сильные отряды к поселениям Рио-Гранде, Рио-Формоза, к Кабо ди Санту-Аугустиньо; Альбукерки, извещенный об этих экспедициях, не смог, однако, им противодействовать, так как много людей было на полевых работах, но крестьяне своими силами смогли отбить голландцев. Завоевателей очень подводило незнание территории, но 20 апреля 1632 года в Ресифе появился португальский дезертир – мулат Домингос Фернандес Калабар, который очень хорошо знал страну и сильно помог нидерландцам. Перебежчику сразу же дали звание майора, мулат отослал письмо Альбукерки, где объяснял, что его переход в стан врага – не предательство, поскольку голландцы несут свободу коренным жителям Бразилии[3], тогда как португальцы и испанцы всегда хотели только поработить страну.

Уже в феврале 1633 года сильный голландский отряд атаковал Рио-Формозу, причем Калабар подвел голландцев в тот момент, когда в поселении оставалось совсем мало мужчин. Голландцы быстрой атакой захватили форт, все 20 португальцев сражались до конца и погибли в неравном бою. В июне отряд Сигизмунда фон Схоппе окончательно выбил партизан с острова Итамарка, в декабре ван Гюлен захватил стратегически важный форт Трейс Риос Магос («Трех Королей»). Положение повстанцев Альбукерки сильно ухудшилось.

В 1634 году пали форты Кабеделло, и Парабиа, 1 марта голландцы захватили Кабо ди Санту-Аугустиньо, отрезав португальцам пути отступления. Теперь «поселение Иисуса Сладчайшего» находилось в полукольце нидерландских аванпостов. В этом же году у голландцев сменилось руководство – взамен отбывших в Европу представителей ОИК ван Гюлена и Гийселинга был назначен Совет Колонии из 5 постоянных членов – Серватиуса Карпентера, Вильяма Схотте (Schotte), Якоба Стакхоуфера, Бальтазара Винтгенса и Иппо Йессенса (Ippo Eyssens). Полковник Сигизмунд вам Схоппе командовал теперь всеми сухопутными силами, а Арцишевский – двумя ротами немецких наемников.

Что касается испанцев - губернатор вице-королевства Бразилия дон Антонио де Атанде, граф де Кастро-Даире летом 1633 года пишет Оливаресу, что колония готова построить и оснастить 12 малых судов и выделить 1400 человек для атаки Пернамбуко с моря, однако нужна поддержка и от метрополии, поскольку выделенных сил вряд ли хватит для успешного наступления.

В Испании и Португалии 16 сентября 1633 года был спешно созван консульский совет, на котором обсуждался вопрос помощи Бразилии. Захват голландцами фортов на побережье сильно осложнял высадку десанта в помощь Альбукерки, тем более – денег, как и в прошлом году, не было. Оливарес в очередной раз предложил португальскому парламенту ввести особый налог на снаряжение экспедиции, португальцы в очередной раз отклонили это предложение. Дон Фадрике де Толедо, присутствовавший на собрании, писал, что португальцы всерьез считали, что король Испании просто не хочет помогать колонии. Они не могли понять, что война в испанских Нидерландах, позиция Франции и Савойи в Северной Италии и прирейнских княжествах, шведские отряды в Германии – все это отнимало почти все силы у империи. К тому же крупнейший конвой с золотом и серебром, покинувший Порто-Белло в ноябре 1631 года, попал в шторм и почти полностью утонул[4]. Финансы Испании были надломлены этим происшествием, кризис неплатежей усилился. Таким образом - помощь Бразилии не была выделена, ни в 1633, ни в 1634 году. Партизанам оставалось надеяться лишь на свои силы.

В марте 1635 года голландцы атаковали Порту Кальву – важный поселок, находящийся на полпути между Ресифе и Масейо. Командовал защитниками поселка итальянский кондотьер Баньоли (Bagnuoli), привезенный Альбукерки из Испании. Отряд в 700 голландских и немецких солдат под руководством Арцишевского и Личтхарта три месяца осаждал португальский городок, лишь 8 июня 1635 года завоеватели штурмом смогли взять Порту Кальву, при этом погибли все 200 защитников города, включая и Баньоли.

К 1635 году голландцы обладали цепочкой фортов на побережье от Кабо ди Санту-Аугустиньо до Рио-Гранде, а так же проникли южнее, в области перед Масейо. Часть этих поселений, располагавшихся в устьях рек, открывала голландцам путь во внутреннюю Бразилию. В свою очередь испанцы и португальцы не имели сил, чтобы отбить натиск колонизаторов из Вест-Индской компании.


[3] Естественно, голландцам было наплевать на индейцев, и Калабар просто врал. В результате борьбы с партизанами войска ВИК часто выжигали дотла индейские поселки, а к самим индейцам относились даже хуже, чем предыдущие хозяева страны.

[4] Один из галеонов конвоя – «Сан-Хосе» - был обнаружен в 2001 году недалеко от побережья Панамы. На нем обнаружили более 700 кг серебра и золота.

http://george-rooke.livejournal.com/107921.html
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота